Мы предлагаем вашему вниманию продолжение статьи исследователя-ойратоведа Марала Томпиева об одном из ключевых моментов истории казахско-джунгарских войн, вошедшем в историографию и народную память под названием «Актабан шубырынды». При этом авторское видение этого периода национальной истории несколько отличается от устоявшихся стереотипов и прежних подходов.
Известный казахстанский исследователь-ойратовед Марал Томпиев считает, что альтернативный взгляд на, казалось бы, устоявшиеся факты прошлого помогает по-новому понять и переосмыслить те или иные фрагменты национальной истории. И в этом плане не является исключением период казахско-джунгарских войн первой половины XVIII века, когда это противостояние приобрело особенно ожесточенный характер, и, тем не менее, именно эти события сыграли важную роль в консолидации казахской нации.
Джунгарское нашествие 1723–1725 годов получило в истории название «Ақтабан шұбырынды». Эта казахская идиома дословно непереводима на русский язык. По смыслу это «бегство до побеления пяток». Казахи убегали, теряя скот, пастбища, имущество. Историки и публицисты любят описывать бедствия нашего народа в те годы, зверства джунгар и огромные потери казахов. Да, действительно, джунгары захватывали скот и имущество казахских аулов, но при этом не уничтожали поголовно людей. Это впоследствии «Ақтабан шұбырынды» оброс мифами, как старый дом паутиной. Они появились еще в XIX веке и были попыткой оправдать поражения внешними факторами, а в прошлом столетии их умножила «война историй» между СССР и КНР.