13 сентября 2008 года исполнилось 70 лет выдающемуся балетмейстеру Казахстана Булату Аюханову. Его дебют как профессионального балетмейстера состоялся в 1964 году на сцене ГАТОБ им. Абая. Это была дипломная работа - большой гала-концерт в двух отделениях, что по тем временам являлось исключительным событием и помнится по сию пору.
Впервые этого худого высокого молодого человека мне довелось увидеть в стенах Московского академического хореографического училища еще в начале 60-х годов прошлого века. Это был Булат Аюханов в пору его учебы в ГИТИСе на балетмейстерском факультете. Возможно, он посещал классы великих педагогов того времени Николая Тарасова и Алексея Ермолаева, учениками которых впоследствии были не менее великие танцовщики Михаил Лавровский и Юрий Владимиров. Уже тогда в глазах Аюханова горел знакомый огонь балетного фанатизма, который не угас до сих пор. В эти богряно-печальные дни осени Булату Аюханову исполнилось 70 лет, но он энергичен и детален, как и в свои молодые годы.
Если попытаться представить все разнообразие его творчества, то видится огромный пестрый персидский ковер, подобный тому шедевру из цветной майолики, что лежит на могиле его однокашника и друга юных отроческих лет - лучшего танцовщика двадцатого столетия Рудольфа Нуреева. И в этом читается глубокая тайная метафора, загадочный вензель судьбы, некогда скрестивший их пути-дороги в танце, пусть и на короткий, но яркий срок. О значении их встречи-дружбы в стенах Академии русского балета им. А Вагановой писал сам Рудольф Нуреев в своей книге, признавая за Булатом Аюхановым лидерство в начитанности и культурном кругозоре. В те годы (1955 - 1958) «бешеного татарина» и «сумасшедшего казаха» объединяла фанатическая влюбленность в классический танец. Общие учителя-метры (Умрихин, Писарев, Пушкин), нескончаемые споры-дискуссии после просмотра балетных спектаклей на сцене легендарного Мариинского театра, яростные обсуждения достоинств великих танцовщиков и балерин той эпохи: Сергеева, Дудинской, Брегвадзе, Шелест, чьи вариации и целые сцены из балетов они могли повторять-воспроизводить до изнеможения. Они еще не ведали того, что им предстоит вечная разлука-испытание. Тогда «бешеный» Нуреев остался в Париже, а Булат вернулся в Алма-Ату, чтобы истово служить танцу и воплощать в хореографии идеалы юношеских лет. Возможно, что тот же загадочный вензель судьбы предписал им заочное творческое соперничество в танце и балетмейстерской деятельности, сделавшей их знаковыми фигурами в искусстве балета.
Мне довелось видеть его концерт глазами еще совсем молодого танцовщика, свежеиспеченного выпускника Московской академии хореографии, бывшего в курсе тогдашних балетных новаций. Исполнителями тех ярких хореографических миниатюр стали лучшие артисты тех лет: Сара Кушербаева, Эдуард Мальбеков, Инесса Манская, Булат Валиев, Фарида Койгельдинова. Несомненно, что балетмейстерский поиск Б. Аюханова находился в русле новейших тенденций хореографии. Впоследствии станет очевидно, что Аюханов является основателем нашей отечественной неоклассики, а также новатором в области казахского сценического танца, и это направление можно называть неофольклором. Использовав все орнаментальное богатство народных танцев, особенно кружевной легкий рисунок «техники рук», Булат Аюханов в прямом смысле приподнял степной танец, поставив балерин на «пуанты», и смело ввел в фольклорные традиции элементы классической хореографии, тем самым создав новую традицию казахского танца. Но в искусстве успешное начало не предполагает, что дальнейший путь будет усеян цветами. Одно должен знать мой дорогой читатель, что в оперном театре не нашлось постоянной работы для Булата Аюханова в качестве постановщика. Наверно, тому было много причин, но главное - у него была мечта и он ринулся воплощать ее в жизнь. И еще - две идеи. Иметь собственную труппу и создать казахский национальный балет! И Булат пошел в Алматинское хореографическое училище имени своего первого учителя Александра Селезнева и взял там целый смешанный класс учеников, чтобы учить их своему языку танца. Кроме того, он вместе с Инессой Манской - замечательной балериной, создал уникальный «Театр двоих» в творческом объединении «Казахконцерт». Он пришел туда с собственной программой сольных и дуэтных номеров. Сколько необходимо было для этого смелости и энергии, пусть останется за рамками нашего рассказа, но вскоре дуэт Аюханов - Манская стал знаменит и известен всему Казахстану. Этот уникальный «Театр двоих» положил начало новой труппе «Молодой балет Алма-Аты», в которую вошли впоследствии всем известные и титулованные пионеры-основатели и ученики Аюханова: Бауржан Ешмухаметов, Катя Асыр-бекова, Ильгизар Ахметшин, Надежда Пивницкая, Апекс Семьянов (Царствие им Небесное), и ныне здравствующие: Наталья Гончарова, Александр Тягунов, Минтай Тлеубаев, Татьяна Анюшенко, Екатерина Аксенова, Вакиль Усманов. Позже в труппу влились Булат Джантаев (безвременно ушедший от нас в прошлом году), Сара Нурсултанова, Ерем Аманкулов, Жанат Байдаралин, Вячеслав Гончаров и еще много славных имен. Успех «Молодого балета», весь репертуар которого состоял из постановок Б. Аюханова, был стремителен, а география гастролей включала в себя балетные столицы Москву и Ленинград, все союзные республики и, конечно, все города и веси Казахстана. Насколько трудна «колесная жизнь» энтузиастов, говорить излишне, но вскоре о труппе Аюханова всерьез заговорили центральные издания по культуре, как о творческом коллективе с ярким почерком и дерзкими устремлениями.
И вот теперь, организовав благодаря упорству и труду собственную труппу из талантливых молодых артистов, Булат Аюханов приступает к осуществлению своей заветной Мечты - к постановкам полномасштабных балетных спектаклей, созданию современного национального балета. И эти балеты появились один за другим в фантастически сжатые интервалы с 1967 по 1969 гг.: «Кыз-Жибек», «Гамлет», «Болеро», «Кармен», каждый из которых стал событием культурной жизни Казахстана и знаковой вехой в развитии отечественного балета. Это трудно себе представить, но все было именно так. Концентрированная творческая воля, феерическое разнообразие хореографических и постановочных решений, великолепный подбор исполнителей - все это исходило от одного человека - Булата Аюханова, ныне именуемого живой легендой нашего балета, классиком вдохновенного танца.
Теперь, размышляя о незаурядной личности Аюханова, мне представляется, что ему удалось оказать большое влияние на менталитет нашего народа в том смысле, что благодаря ему профессия балетного артиста и сам танец стали уважаемы и престижны. Мечта Аюханова, образно говоря, стала мечтой многих девчонок и
мальчишек, которые тоже хотят посвятить жизнь танцу, быть красивыми и всесторонне развитыми людьми. Свидетельством тому является факт, что многие ученики Алматинского хореографического училища - это выходцы из глубинки, из аулов, а их родители
- простые казахи, охотно отдают своих детей учиться искусству балета. Еще хочу заметить, что яркая творческая личность обладает заразительной энергией, побуждая и других следовать его примеру. Недаром из труппы Аюханова, из его «родового гнезда» вышло столько балетмейстеров, которых он увлек идеей танцевального сочинительства. Иными словами, Булат Газизович создал еще и отечественную школу балетмейстеров. Это ныне хорошо известные постановщики балетов: Минтай Тлеубаев, Вакиль Усманов, Жанат Байдаралин, Вячеслав Гончаров, сестры Габбасовы, которые очень успешно и интересно работают в области хореографического сочинительства, ищут новые пути в искусстве современного балета, идут дорогой своего Мастера. Это редкое явление, а для всей нашей культуры - неоценимое приобретение, ибо без талантливых последователей любое искусство обречено на застой.
Далее путь стабильности и процветания в балетном государстве Булата Аюханова, народного артиста и лауреата премий, продолжался без особых помех, минуя перманентные кризисы и воины
«артистических олигархий», но до покоя сердцу Мастера еще далеко. На днях на торжественной и красивой «Церемонии посвящения» в ученики Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева прославленный мэтр произнес слова напутствия и вдруг в конце речи неожиданно обратился к родителям будущих звезд балета: «Напишите Президенту от своего имени, что надо вернуть пенсии артистам балета, а то меня уже никто не слышит наверху». Как видите, боль и забота о танцующих не покидает Аюханова и в год юбилея.
И там же поднимался еще один болевой вопрос танцующего народа. Когда же нашему хореографическому училищу, выпустившему уже более 100! лауреатов престижнейших конкурсов балета, присвоят, наконец, статус Национальной академии хореографии и отпустят должные средства на дальнейшее развитие. Ведь у нас теперь две балетные труппы - в Алматы и Астане, не считая ансамбли народного танца. И долго ли еще наши молодые звезды балета будут уезжать в театры и труппы России, Европы и США, не имея здесь, на родине, возможности получить достойную плату за свой каторжный и прекрасный труд и иметь кров над головой? Может быть, те госорганы и люди, от которых зависит решение этих государственно важных вопросов искусства и культуры, перестанут терзать сердце нашего Прометея танца и услышат законные требования хореографов Казахстана? Но пока сердце Булата Аюханова танцует и горит, да не покинет нас Надежда, а богиня Терпсихора вдохновит еще многих будущих звезд балета, чья родина - Казахстан.
Дюсенбек Накипов,
председатель Союза
хореографов РК
"Свобода слова", 23.10.08 г