Аюханов Булат Газизович

13 сентября 2008 года исполнилось 70 лет выдающемуся балетмейстеру Казахста­на Булату Аюханову. Его дебют как профессионального балетмейсте­ра состоялся в 1964 году на сцене ГАТОБ им. Абая. Это была дипломная работа - большой гала-концерт в двух отделениях, что по тем време­нам являлось исключительным событием и помнится по сию пору.

Впервые этого худого вы­сокого молодого человека мне довелось увидеть в стенах Московского ака­демического хореографического училища еще в начале 60-х годов прошлого века. Это был Булат Аюханов в пору его учебы в ГИТИСе на балетмейстерском факульте­те. Возможно, он посещал классы великих педагогов того времени Николая Тарасова и Алексея Ер­молаева, учениками которых впо­следствии были не менее великие танцовщики Михаил Лавровский и Юрий Владимиров. Уже тогда в глазах Аюханова горел знако­мый огонь балетного фанатизма, который не угас до сих пор. В эти богряно-печальные дни осени Булату Аюханову исполнилось 70 лет, но он энергичен и детален, как и в свои молодые годы.
Если попытаться представить все разнообразие его творчества, то видится огромный пестрый персидский ковер, подобный тому шедевру из цветной майоли­ки, что лежит на могиле его одно­кашника и друга юных отроческих лет - лучшего танцовщика двадца­того столетия Рудольфа Нуреева. И в этом читается глубокая тайная метафора, загадочный вензель судьбы, некогда скрестивший их пути-дороги в танце, пусть и на ко­роткий, но яркий срок. О значении их встречи-дружбы в стенах Ака­демии русского балета им. А Вага­новой писал сам Рудольф Нуреев в своей книге, признавая за Була­том Аюхановым лидерство в начи­танности и культурном кругозоре. В те годы (1955 - 1958) «бешеного татарина» и «сумасшедшего каза­ха» объединяла фанатическая влюбленность в классический танец. Общие учителя-метры (Умрихин, Писарев, Пушкин), нескончаемые споры-дискуссии после просмотра балетных спектаклей на сцене ле­гендарного Мариинского театра, яростные обсуждения достоинств великих танцовщиков и балерин той эпохи: Сергеева, Дудинской, Брегвадзе, Шелест, чьи вариации и целые сцены из балетов они мог­ли повторять-воспроизводить до изнеможения. Они еще не ведали того, что им предстоит вечная разлука-испытание. Тогда «беше­ный» Нуреев остался в Париже, а Булат вернулся в Алма-Ату, чтобы истово служить танцу и воплощать в хореографии идеалы юношеских лет. Возможно, что тот же загадоч­ный вензель судьбы предписал им заочное творческое соперни­чество в танце и балетмейстер­ской деятельности, сделавшей их знаковыми фигурами в искусстве балета.
Мне довелось видеть его концерт глазами еще совсем мо­лодого танцовщика, свежеиспе­ченного выпускника Московской академии хореографии, бывшего в курсе тогдашних балетных но­ваций. Исполнителями тех ярких хореографических миниатюр ста­ли лучшие артисты тех лет: Сара Кушербаева, Эдуард Мальбеков, Инесса Манская, Булат Валиев, Фарида Койгельдинова. Несомнен­но, что балетмейстерский поиск Б. Аюханова находился в русле но­вейших тенденций хореографии. Впоследствии станет очевидно, что Аюханов является основателем нашей отечественной неокласси­ки, а также новатором в области казахского сценического танца, и это направление можно называть неофольклором. Использовав все орнаментальное богатство народ­ных танцев, особенно кружевной легкий рисунок «техники рук», Булат Аюханов в прямом смысле приподнял степной танец, поста­вив балерин на «пуанты», и смело ввел в фольклорные традиции эле­менты классической хореографии, тем самым создав новую традицию казахского танца. Но в искусстве успешное начало не предполагает, что дальнейший путь будет усеян цветами. Одно должен знать мой дорогой читатель, что в оперном театре не нашлось постоянной ра­боты для Булата Аюханова в каче­стве постановщика. Наверно, тому было много причин, но главное - у него была мечта и он ринулся во­площать ее в жизнь. И еще - две идеи. Иметь собственную труппу и создать казахский национальный балет! И Булат пошел в Алматинское хореографическое училище имени своего первого учителя Александра Селезнева и взял там целый смешанный класс учеников, чтобы учить их своему языку танца. Кроме того, он вместе с Инессой Манской - замечательной бале­риной, создал уникальный «Театр двоих» в творческом объединении «Казахконцерт». Он пришел туда с собственной программой сольных и дуэтных номеров. Сколько необ­ходимо было для этого смелости и энергии, пусть останется за рамка­ми нашего рассказа, но вскоре дуэт Аюханов - Манская стал знаменит и известен всему Казахстану. Этот уникальный «Театр двоих» поло­жил начало новой труппе «Моло­дой балет Алма-Аты», в которую вошли впоследствии всем извест­ные и титулованные пионеры-основатели и ученики Аюханова: Бауржан Ешмухаметов, Катя Асыр-бекова, Ильгизар Ахметшин, На­дежда Пивницкая, Апекс Семьянов (Царствие им Небесное), и ныне здравствующие:  Наталья  Гонча­рова, Александр Тягунов, Минтай Тлеубаев, Татьяна Анюшенко, Ека­терина Аксенова, Вакиль Усманов. Позже в труппу влились Булат Джантаев (безвременно ушедший от нас в прошлом году), Сара Нурсултанова, Ерем Аманкулов, Жанат Байдаралин, Вячеслав Гончаров и еще много славных имен. Успех «Молодого балета», весь реперту­ар которого состоял из постановок Б. Аюханова, был стремителен, а география гастролей включала в себя балетные столицы Москву и Ленинград, все союзные республи­ки и, конечно, все города и веси Казахстана. Насколько трудна «ко­лесная жизнь» энтузиастов, гово­рить излишне, но вскоре о труппе Аюханова всерьез заговорили цен­тральные издания по культуре, как о творческом коллективе с ярким почерком и дерзкими устремле­ниями.
И вот теперь, организовав бла­годаря упорству и труду собствен­ную труппу из талантливых моло­дых артистов, Булат Аюханов при­ступает к осуществлению своей заветной Мечты - к постановкам полномасштабных балетных спек­таклей, созданию современного национального балета. И эти ба­леты появились один за другим в фантастически сжатые интервалы с 1967 по 1969 гг.: «Кыз-Жибек», «Гам­лет», «Болеро», «Кармен», каждый из которых стал событием культур­ной жизни Казахстана и знаковой вехой в развитии отечественного балета. Это трудно себе предста­вить, но все было именно так. Кон­центрированная творческая воля, феерическое разнообразие хоре­ографических и постановочных решений, великолепный подбор исполнителей - все это исходило от одного человека - Булата Аюха­нова, ныне именуемого живой ле­гендой нашего балета, классиком вдохновенного танца.
Теперь, размышляя о не­заурядной личности Аюханова, мне представляется, что ему уда­лось оказать большое влияние на менталитет нашего народа в том смысле, что благодаря ему про­фессия балетного артиста и сам та­нец стали уважаемы и престижны. Мечта Аюханова, образно говоря, стала мечтой многих девчонок и
мальчишек, которые тоже хотят посвятить жизнь танцу, быть кра­сивыми и всесторонне развиты­ми людьми. Свидетельством тому является факт, что многие учени­ки Алматинского хореографиче­ского училища - это выходцы из глубинки, из аулов, а их родители
- простые казахи, охотно отдают своих детей учиться искусству ба­лета. Еще хочу заметить, что яркая творческая личность обладает за­разительной энергией, побуждая и других следовать его примеру. Не­даром из труппы Аюханова, из его «родового гнезда» вышло столько балетмейстеров, которых он увлек идеей танцевального сочинитель­ства. Иными словами, Булат Газизович создал еще и отечественную школу балетмейстеров. Это ныне хорошо известные постановщики балетов: Минтай Тлеубаев, Вакиль Усманов, Жанат Байдаралин, Вячес­лав Гончаров, сестры Габбасовы, которые очень успешно и интерес­но работают в области хореогра­фического сочинительства, ищут новые пути в искусстве современ­ного балета, идут дорогой своего Мастера. Это редкое явление, а для всей нашей культуры - неоце­нимое приобретение, ибо без та­лантливых последователей любое искусство обречено на застой.
Далее путь стабильности и процветания в балетном государ­стве Булата Аюханова, народного артиста и лауреата премий, про­должался без особых помех, минуя перманентные кризисы и воины
«артистических олигархий», но до покоя сердцу Мастера еще да­леко. На днях на торжественной и красивой «Церемонии посвя­щения» в ученики Алматинско­го хореографического училища им. А. Селезнева прославленный мэтр произнес слова напутствия и вдруг в конце речи неожиданно обратился к родителям будущих звезд балета: «Напишите Прези­денту от своего имени, что надо вернуть пенсии артистам балета, а то меня уже никто не слышит на­верху». Как видите, боль и забота о танцующих не покидает Аюханова и в год юбилея.
И там же поднимался еще один болевой вопрос танцующего наро­да. Когда же нашему хореографи­ческому училищу, выпустившему уже более 100! лауреатов престиж­нейших конкурсов балета, присво­ят, наконец, статус Национальной академии хореографии и отпустят должные средства на дальнейшее развитие. Ведь у нас теперь две ба­летные труппы - в Алматы и Аста­не, не считая ансамбли народного танца. И долго ли еще наши моло­дые звезды балета будут уезжать в театры и труппы России, Европы и США, не имея здесь, на родине, возможности получить достойную плату за свой каторжный и пре­красный труд и иметь кров над го­ловой? Может быть, те госорганы и люди, от которых зависит реше­ние этих государственно важных вопросов искусства и культуры, перестанут терзать сердце наше­го Прометея танца и услышат за­конные требования хореографов Казахстана? Но пока сердце Була­та Аюханова танцует и горит, да не покинет нас Надежда, а богиня Терпсихора вдохновит еще многих будущих звезд балета, чья родина - Казахстан.

Дюсенбек Накипов,
председатель Союза

хореографов РК
"Свобода слова", 23.10.08 г

Мне 74, а я все еще не повзрослел

Государственный академический театр танца, известный как «Молодой балет Алматы», под руководством народного артиста РК, лауреата Международной Сократовcкой премии за личный вклад в мировую культуру Булата Аюханова отмечает 45-летие.

Продолжить чтение
  12374 просмотров