Салон мадам Шерер

Деловая газета «Бизнес и Власть»

Салон мадам Шерер

 

Алматы. 2003-2004 годы. В культурной жизни

южной столицы появился «Алматы – Дом Мира»,

никому не известная неправительственная

общественная организация. Своими

новаторскими проектами по искусству в

поддержку мира на Земле она дерзко заявляет

о себе. По замыслу ее участников встречи людей

искусства разных направлений в арт-салоне «а-ля

мадам Шерер» возродят культурные традиции

старины и послужат импульсом для взлета

творческой энергии.

 

Расчет хозяйки арт-салона Дины Дуспуловой оказался верным. Идея встретила понимание в бизнес-кругах города. На два года элитарное пространство Мемберс-бара при звездном отеле «Анкара» стало постоянным местом встреч творческой интеллигенции. Операционные залы трех подразделений Казкоммерцбанка поочередно превращались в передвижную выставку картин алматинских художников, а акиматы Алматы и Астаны активно помогали с проведением крупных концертов джазовой и классической музыки. Можно сказать, эксперимент по сращиванию интересов искусства и бизнеса удался: как новый бизнес-класс, так и артистическая богема охотно шли навстречу друг другу, демонстрируя заинтересованность во взаимной выгоде. Город от такого сотрудничества только выиграл — культурная жизнь в тот тяжелый кризисный период если и не била ключом, то была гораздо ярче и насыщеннее.

 

Тем не менее, несмотря на успешный дебют, меценатство «Алматы — Дома Мира» было приостановлено. Опыт показал его устроителям, что, хотя их организаторский талант, любовь к искусству и энтузиазм положили многообещающее начало, на одном желании помочь людям искусства далеко не уедешь: продюсерскую деятельность их детища необходимо переводить в коммерческое русло. Нужно осуществлять активные продажи продуктов творческой деятельности, предстоит нелегкий путь по овладению арт-менеджментом.

 

Нелегким он оказался, прежде всего, потому, что в сфере организации искусства не на кого было равняться и перенимать опыт. А нет конкуренции — нет рынка. Почему? В советский период продюсерство как таковое у нас было не в почете. Жесткий контроль арт-рынка со стороны государства сковывал инициативу настолько, что все привыкли ориентироваться лишь на госзаказ, и до сих пор арт-рынок в Алматы остается слаборазвитым.

 

Город не слишком активно отзывался на новаторство кучки мечтателей утверждать идею мира посредством синтеза усилий коммерсантов и творцов прекрасного. До сих пор на арт-рынке Алматы преобладают главным образом смельчаки-одиночки, терпеливо выжидающие, когда же у нас наступит эпоха возрождения в смысле смены отношения общественности к искусству. Может, тогда горожане станут активно заполнять концертные залы и художественные выставки. Одним из таких смельчаков и выступил в свое время «Алматы — Дом Мира». На свой страх и риск его организаторы принялись за реализацию проектов по искусству: концерты, художественные выставки, арт-салонные вечера.

 

Наряду с маститыми, известными мастерами на сцену выходили мало- и никому не известные исполнители. Последние порой ничуть не уступали своим знаменитым коллегам в мастерстве и таланте. Просто повезло им меньше: некому их продвигать, и, непризнанные, невостребованные, вынужденные «зарывать свои таланты в землю», они увядают, так и не реализовав в полной мере свой потенциал. Очень мало продюсеров, способных зажигать звезды их таланта на небосклоне искусства Казахстана. Это серьезная проблема нашего общества, о которой настало время говорить во весь голос, потому что таланты от искусства — это всенародное достояние, гораздо более ценное, нежели природные ресурсы страны — нефть, газ или уголь.

 

По отношению к искусству можно судить о культурном уровне нации. Алматы в этом смысле служит своего рода барометром, поскольку продолжает держать первенство в качестве казахстанского культурного центра. Именно нашему городу суждено делать культурную погоду в обществе. Но как, какими средствами донести до общества то, что в нашем родном городе прозябают в безвестности множество истинных талантов в музыке, поэзии, живописи?

 

Поначалу деятельность ОО «Алматы — Дом Мира» открывала новые имена музыкантов, поэтов, художников, не востребованных обществом не потому, что оно в них не нуждается, а в силу отсутствия продюсеров-профессионалов, способных, с одной стороны, находить, продвигать и зажигать настоящие звезды, а с другой — способствовать повышению культурного уровня горожан, их восприимчивости к настоящему искусству. Однако, как ни парадоксально, наличие множества талантов в любом виде искусства — музыке, пении, поэзии, изобразительном искусстве — сочетается у нас с некоторой инертностью публики в восприятии прекрасного — люди не спешат заполнять концертные залы, а выставки художников в галереях простаивают большую часть времени пустыми. Возможно, сказывается наша «совковость», оставшаяся как печальное наследие привычка отгораживаться от навязываемых сверху стандартов в восприятии прекрасного. Ведь у нас не было свободы выбора в определении того, что считать хорошим или плохим в искусстве. Наше мнение предопределялось заранее. В результате — атрофия способности самостоятельно различать и воспринимать эстетику. Как поднять взыскательность эстетического вкуса публики? Как убрать барьеры в отношении людей к искусству и вывести арт-рынок Казахстана на уровень мировых стандартов? Эти вопросы по-прежнему в фокусе внимания «Алматы — Дома Мира», который вновь выходит на арену города с проектами по искусству.

 

Благо времена сейчас другие. Государство как никогда заинтересовано в возрождении частной инициативы и духа предпринимательства у своих граждан, проводит один за другим форумы для начинающих бизнесменов. Чем не время для «Алматы — Дома Мира» вновь заявить о себе? «Для нас меценатство — пройденный этап. Мы многому научились и теперь возвращаемся на арт-рынок, чтобы осуществлять деятельность на новой, коммерческой основе», — говорит председатель бывшего общественного объединения, а ныне индивидуальный предприниматель «Алматы — Дом Мира» Дина Дуспулова.

 

В повестке дня «Алматы — Дом Мира» с 21 октября по 28 ноября — выставка картин Багдат Каргабаевой, еще ни разу не выставлявшейся, но вполне сложившейся творчески алматинской художницы. Хочется верить, что выставка послужит для нее трамплином в мир общественного признания. Шанс велик, поскольку на сей раз экспозиция разместится в стенах новой элитной клиники Al Med, состоятельные клиенты которой по большей части являются взыскательной, искушенной в изобразительном искусстве публикой.

 

Знаменательно то, что клиника Al Med, располагаясь в бывшем здании Министерства культуры Казахстана, сочетает свою лечебно-оздоровительную функцию с поддержкой искусства. После капитального ремонта внутреннее пространство клиники идеально подходит для экспозиции картин. Генеральный директор Al Med Галия Осман делится впечатлениями от пребывания в первоклассной швейцарской клинике-партнере: «Там повсюду картины художников, и такая эстетическая обстановка идет на пользу пациентам, действует на них, как арт-терапия! А чем мы хуже?» Так «Алматы — Дом Мира» и клиника Al Med стали партнерами и определили направления сотрудничества.

 

Серия художественных выставок-продаж в Al Med — это только начало. Приоритетным направлением деятельности «Алматы — Дома Мира» должна стать организация аукционов современной казахстанской живописи. На Западе это довольно распространенный вид бизнеса. У нас в стране подобные мероприятия носят спорадический, бессистемный характер. Дело в том, что мало кто из предпринимателей решается организовать встречи художников и потенциальных покупателей их работ. Бизнес на художественных аукционах в Казахстане не считается высокодоходным и перспективным. Но Дина Дуспулова верит, что скоро аукционы картин будут проводиться по всей республике, а их организаторы будут получать баснословные доходы.

 

30 ноября 2012

 

Автор: Яна Савицкая

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

Сколько стоит независимость Казахстана?
Границы и характерные черты формирования единого и...