Очерки
Живописцы Бострем и Риттих. Алматинская палитра блистательных мастеров искусства
Художественное наследие творцов прошлого времени , оставивших след в истории и культуре России , Казахстана и Украины , отразилось в десятках биографиях, прежде всего в жизни и судьбе Георгия Бострема и Александра Риттиха. Тезисы избранных докладов академика МАИН Владимира Проскурина вошли в сборник докладов ХIV Международной научно - практической конференции по теме "Украина и франкоязычный мир: формирование нового мышления" (17-19 мая 2018 г. ) . Организатор ежегодных конференций Черноморский университет им. Петра Могилы ( г. Николаев). Непременный и постоянный куратор секции "Язык современного искусства: невербальная коммуникация" , заведующая кафедрой романской филологии Т. С. Каирова . Выражу коллеге благодарность за участие в международной конференции.
По поводу сообщений докладчика скажу несколько ведущих и необходимых фактов, взглядов и мнений . Георгий Эдуардович Бострем (род. 6 янв. 1885 г. , Елисаветградская губ. – у. 7 окт. 1977 г., с. Заречное, похоронен в Евпатории ( Крым ) , проявил себя иконописцем , художником- реставратором. Окончил училища Елисаветградское земельное и Одесское художественное (в 1902- 05 гг. ) , Мюнхенскую Академию живописи (в 1909 г.) . Учился в мастерской Холлоши совместно со знаменитостями В. Кандинским и Г. Климтом. Здесь , в мастерской сжег свое классическое наследие и занялся абстрактной живописью, организовывал первые выставки «беспредметного искусства». Среди выдающихся работ «Симфония» (1914 г.) , «Атлантида» (1916 г.) , «Космогония» (1918 г.) , «Небесная симфония» (1919 г. ) . Увлекся теософскими и мистическими идеями, телепатическимми сеансами ( между прочим, Бострем обладал гипнозом , измерял вес «души» , занимался физиологией).
Это был активный участник выставок «независимых художников», один из основателей «Свободной Академии изящных искусств в Одессе» (в 1918-19 гг.) . Его работы находятся в музеях Троице-Сергиевской Лавры, в Парижском Лувре, в фондах Соломона Гуггенхайма (США) и Симферопольской художественной галерии , во многих православных храмах и частных коллекциях. В его бостремовской студии в разные годы, собирались уполномоченные Общества «весенников» , цвет России , единомышленники - философы П. Флоренский и В. Розанов, поэты М. Волошин и А. Горностаев, художники Н. Скроцкий, О. Маслова, А. Кипен , офтальмолог В. Филатов, оперный певец И. Козловский . С годами Бострем поселился в Троице-Сергиевской лавре , принял монашество , проповедовал Слово Божие в картинах и иконах, с посохом обошел монастырские обители Европы, Греции, Персии, посетил священные большие и малые горы.
В конце жизни, судьба определила вечный покой художника на Крымской земле. Г. Э. Бострем переехал жить к приемной дочери Галине Георгиевне, в ту пору главного врача санатория в Евпатории . Жил в с. Заречном , в трудных условиях отшельника , в маленьком полуразвалившемся домике с проваленной крышей. Но через нее можно было видеть крымское небо, и он был по-человечески счастлив. Почта Украины в 2009 г. , устроила на бостремовский юбилей праздник, подарила поклонникам художника и филокартистам страны персональный конверт, с его старческим портретом в левом нижнем углу , и с живописной маркой в верхнем правом . В 1997 г. в Симферополе создан Музей современного христианского искусства , носящий имя Г.Э. Бострема. В постоянной экспозиции находится четырнадцать живописных произведений художника, написанных за годы его страннической , полных приключений жизни пилигрима…
В плеяде художников 20- го столетия осталось весьма броское имя - Александр Александрович Риттих (1889-1945) , художник , архитектор, педагог и наставник . Основные биографические данные не ясны. Однако, родился и умер в Москве. Возможно, родом из семьи крупного чиновника, министра земледелия России , Риттих Александра Александровича ( р. 21 сент. 1868 г. - у. 15 июня 1930 г. ). Окончил московскую гимназию, учился на историко- филологическом факультете МГУ, выпускник академий Австрийской художественной и Мюнхенской искусств. Ученик Франца фон Штука ( 1863- 1928 ) и последователь Арнольда Боклина (1827- 1901 ) , совмещая занятия живописью с изучением зодчества и ваяния на архитектурном отделении Политехнического института.
По совместной благотворной переписке , творческой дружбе с украинским искусствоведом и биографом Л.Е. Тверитиновой , художник Риттих в 1922 - 1930 гг. стал директором художественного музея им. В. В. Верещагина ( г. Николаев) , преподавал в техникуме историю искусств. Риттих основатель Николаевского краеведческого товарищества (1923 -1930 гг.) . По словам исследователей творчества , в эти годы живописец обратился к пейзажу - писал украинскую природу, черноморские пейзажи, создавал также произведения на историко-революционную тематику ( в 1927 г. он работал над памятником бойцам Сивашской дивизии. Участник 3-й Всеукраинской художественной выставки. Июнь 1930 г., Харьков ) . 1 октября 1923 года был уволен из педагогов Николаевской художественно – изобразительной профшколы.
С 1933 г. Риттих переехал с семьей в Алма-Ату . «Маг светотени» – так празднично и искренне называл художника А. А. Риттиха журнал «Литературный Казахстан». "… Мог работать по двадцать часов в день, не снижая ни качества, ни продуктивности, мог за несколько дней расписать огромный павильон московской Сельскохозяйственной выставки, мог создавать огромные полотна на любую тему, в любой срок, любой величины! Он сверкал, искрился, переливался, изображал гнев, любовь, мужество, вздымал к небу сотни загорелых кулаков и это называлось «Восстание»… Амангельды перед повстанцами на белом наполеоновском коне ; гроб, обитый красным и чёрным, а рядом фигура в кожанке с сжатым мускулистым кулаком: «Жертва революции».
Эллинское благородство и изящество – вот его идеалы...
В каньонах загадочного Чарына известный путешественник Г. К. Гинс описал в начале прошлого столетия встречу с идущим странником . «...Скоро мы нагнали его, путник оказался действительно чудаком, но таким чудаком, встреча с которым не забывается … Длинные белокурые волосы выдавали русского, со шведской фамилией . Странный путник направляется в Индию и приучает себя к горячему солнцу… Он был в белых холщевых панталонах и синей ситцевой рубахе… В такую жару он идет пешком через пустыню и притом без шапки…. Ходит по азиатским горам и равнинам, направлялясь сейчас на поклонение Хан-Тенгри, к высочайшей в пределах Семиречья вершине в 24 тысяч футов.... Мы уселись с ним вместе в повозку... »
Во время путешествия по селам и городам искатели приключений , два пилигрима, два тезки Георгия , познакомились и рассказали о себе и о своем творчестве многое. Георгий Бострем совершил христианскую миссию в Страну Семи рек . Сведения об этом пестроснежном и чудодейственном крае черпались главным образом из рассказов купцов, миссионеров и паломников. Духами и сказочными жителями населяла народная фантазия Поднебесные Горы .Вожделенная гора Ханы , как призрак, то появлялась, то вновь исчезала. Путникам неизменно подводили законы перспективы и коварство расстояний. Пережитые ими страх и бедствия во время длительных переходов через высокогорные перевалы мешали в их сознании правду с вымыслом. Не могли внести ясности на природу Хан-Тенгри и первые экспедиции европейцев. Она была недоступна и неуловима, и прошло много веков, прежде чем человеку удалось только приблизиться к ней. Конечно, художник Бострем не поднимался на священную гору Ханы .Однако, высота, дух и сила несбывшейся вершины были для него духовном очищении в художественном творчестве.
Перед тем было неудачное восхождение на Белуху или иные авантюрные поклонения бродяги Бострема на Алтае . «... Отрицая современное искусство и изображение природы сквозь призмы мимолетных впечатлений, он хочет слиться с природой, «чтобы она, – как он выразился, – сама в нем говорила, чтоб быть естественным и сильным реалистом».... Он терпит лишения, когда не принимают на земские квартиры, спит на улице и, не скучая по оставленном мире, все больше уходит в любимую им природу… Интеллигент, из хорошего круга, с хорошей шлифовкой ума.…Эпическое спокойствие, эллинское благородство и изящество – вот его идеалы... ».
Автор встреч с живописцем Бостремом , исследователь Казахстана и Средней Азии Георгий Константинович Гинс (род.15 апр. 1887 г. , крепость Новогеоргиевск – у. 24 сент. 1971 г., Резвуд-сити (США, Калифорния), был человеком с разнообразной биографией и деятельно прожил многие благополучные десятилетия. Будучи министром правительства А.В. Колчака , профессором, экономистом и правоведом, бытописателем и краеведом. Ему мы обязаны фотоархивом и картинной галереей по этнографии Семиречья, Кульджинского края, Западного Китая. Но весьма не изученными современниками. Ученым опубликованы 11-ть монографий, с карандашными рисунками и снимками по истории и природе, этнографии. Путешествия дали Георгию Гинсу материал для работ по написанию историко-этнографических очерков "Таранчи и дунгане" и "В киргизских аулах" (журн. «Исторический Вестник» за 1911- 13 гг.), на страницах которых встретились два бродяги и пилигрима Бострем и Гинс . Он окончил Московский университет , по поручению Переселенческого Управления исследовал правоотношения в области пользования водой, в связи с крестьянской реформой Столыпина. Это фундаментальное исследование помогло не только составлению закона о правах на воду в Туркестанском крае .Общее признание имеют работы по экономике; много статей и рецензий в разных журналах, в "Новом энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона . В последние годы жизни он готовил большую работу по теме "Россия – многонациональная империя". Написал одну из пророческих книг о распаде страны СССР ("Коммунизм на ущербе" , 1954 г., Сан-Франциско) .
Продолжим несколько слов о художнике - пилигриме Бостреме , встреченного Гинсом по пути в Кульджинский край . Путешествовал по Казахстану и Средней Азии. В советское время художник Г.Э. Бострем поселился в Ташкенте и Алма-Ате, бывшей столице края Верном ( Алма-Ате). , жил и работал в главном городе , " красной столице Кзыл- Орде". Работы Бострема « школы супрематизма » выставлялись на хлудовской выставке в октябре 1925 г. в Алма-Ате. Среди творческой молодежи Георгий Эдуардович познакомился с участниками выставки Н.Г.Хлудовым, Л.И. Бортниковым , А.П. Мировым, Г. А. Брыловым , Н.Г. Прусиновский , В. О. Пурмом , которые представили картины природы и достопримечательности края, героев революции и гражданской войны . Среди них, отметим популярные произведения « Дубовая роща», «Под вечер», « Закат» , «Скрипач ». В 20 –е гг. знаменитости Верного были, кроме прочего, артисты симфонического оркестра и первыми скульпторами мемориальных сооружений , первыми восходителями на перевалы и горы, путниками по долинам Семиречья. Директор «Верненской художественно-научной мастерской» Николай Хлудов встретился с Георгием Бостремом у себя дома, за чашкой восточного чая , рассказали, что они учились в Одесской рисовальной школе . Хлудов тоже был бродягой , участвовал в экспедициях 80-х годов 19 века по исследованию Хан-Тенгри и Верненского землетрясения , был рисовальщиком и межевщиком , помощником геологов И.В. Мушкетова и И.В. Игнатьева , ботаника А.Н. Краснова . Николай Григорьевич был организатором персональной выставки Русского географического общества (СПб.), представил галлерею из 17 картин о жизни и природы, археологии , иных памятников окраин Семиреченской области (1911 г.).
Так начались и закончились встречи художника Бострема с Алма-Атой и горожанами...
Иллюстрации :
Художник Г.Э Бострем
Юбилейный почтовый конверт, с портретом Бострема
Конверт, с маркой Бострема
Сюжеты размытые, временем забытые…
Современники пишут о художнике А.А. Риттихе излишне жестко, отчего, несмотря на мастерство композиции и рисунка, некоторые его картины производят впечатление холодных, даже натуралистических. Исследователь Е.А. Кибрик отмечает: « ... Риттих был художник европейского типа, вернее, немецкого. Он и учился в Мюнхене и Вене и, как я сейчас понимаю, работал явно в манере Боклина, так поразившего в свое время молодого Репина. Небольшого роста, изящный блондин с бородкой, длинными волосами, он обладал обликом, очень похожим на тот, который придавался обычно изображениям Иисуса Христа. Когда я познакомился с ним, ему было тридцать три года..."
Александр Риттих в годы Революции " … вернулся в Россию и попал в водоворот гражданской войны на Украине. В глухом селе заболел тифом и, когда Мария Тарасовна, деревенская фельдшерица, выходила его, женился на ней». В городе Николаеве родилась его дочь Людмила Риттих (1925 -2009) , в советские годы известный московский гидробиолог, специалист по донной фауне морей.
Мотивы смены жительства объясняются разными причинами , по-видимому политической ссылкой в сталинское время, Переезд определяет художника отечественным изгоем. Он был принят членом вновь организованного в 1933 г. Союза художников Казахстана . Однако только в 1943 г. Риттих был восстановлен в звании кандидата члена Союза, после надуманных якобы обвинений в содеянном. Тем временем, советскую каторгу прошли казахстанские художники, скульптуры, архитекторы сыгравшие заметную роль в художественной жизни Алма-Аты – маэстро и мэтры В. Антощенко-Оленев, И.Иткинд, В.Теляковский, Ю. Домбровский и многие другие , роль которых не столь заметна в наши дни , но несомненно важна в истории и культуре .
Ко времени пребывания А.А. Риттиха в Казахстане относится важное и единственное свидетельство почтительного отношения к нему современников. Эта характеристика дана «певцом Алма-Аты» , писателем Ю.О. Домбровским в его повести «Гонцы» о старой интеллигенции Семиречья : «В Алма-Ате уже и тогда художников было предостаточно. Во всю блистал, например, непревзойдённый Риттих. Кто из жителей Алма-Аты не застывал на улицах при виде этой величественной фигуры, бледного лица интеллектуала, взгляда светлых лучистых глаз и таинственной художественной бороды? А какие огромные блестящие холсты он писал! .. Рисовал пеструю толпу в праздничных национальных уборах- , красавиц, красавцев, стариков, заливал всё ослепительным солнечным светом, расстилал белоснежные скатерти, разбрасывал блюда с фруктами…- стол, залитый солнцем, а на нём огромные цветастые яблоки, отборный алма-атинский апорт… дыни и арбузы, караваи с серебряными солонками вверху, украинские рушники, казахские кошмы, – и всё это называлось «Колхозный праздник». Два пионера, один высвечен солнцем и на нём сверкает всё: белая блузка, красный галстук, люстриновые штанишки. Другой в тени, они что-то мастерят — «Планеристы»… Да разве мог кто-нибудь сравниться с великим Риттихом? Все остальные художники просто меркли перед ним.»
Несмотря не некоторую иронию рецензента, Юрий Домбровский не подвергает сомнению сложившийся вокруг Александра Риттиха образ признанного мастера, с ореолом славы в отечестве. Риттих был одним из первых педагогов художественного училища в Алма-Ате , открыл собственную студию и консультировал многих казахстанских художников. Риттих иллюстрировал книги эвакуированных или ссыльных писателей, выполняя обычные оформительские работы. В ту пору принял участие в первой казахстанской выставке с многообещающим названием «художники в борьбе за социалистическое строительство». Художник Риттих представил пейзажи, натюрморты, портреты известных людей…на фанере. Это был излюбленный материал мага светотени. «Юные авиамоделисты» или «Старый и новый Казахстан» актуальны по темам, профессиональны по исполнению .Среди них «Вручение М. И. Калинина, Всесоюзного старосты , колхозу имени Калинина акта на вечное пользование землей» . Также создал художественные образы Амангельды , Джамбула и Абая ( 3-я республиканская премия ). Выставка открылась 4 октября 1933 г. в здании театрально-художественного училища, обыкновенно верненском , приземистом домике по ул. Сельская ( затем Павла Виноградова, партийного работника Семиречья; ныне Карасай батыра )
Работы Риттиха экспонировались в Москве, городе художника по рождению и по смерти. Во время проведения Первой декады литературы и искусства республики 1936 г. в фойе Большого театра и было позитивно отмечено художественной критикой. Риттиховские почтовые открытки, выпущенные безымянно на ВСХВ , отразили город, новую социалистическую столицу Казахстана Алма-Ату .
Передвижническое стремление учить нравственным ценностям, академический иллюзионизм и патетика в произведениях Риттиха, – все эти грани реализма воздействовали на молодые умы и побуждали пробовать свои силы в разных направлениях. Даже среди « воинствующих безбожников » , юных вандалов историко-культурного наследия .
Примечания :
(1.) Работы А.А. Риттиха частью хранятся в музее искусств Казахстана им. А. Кастеева ( бывшей Казахской Государственной художественной галерее им. Т.Г. Шевченко ) . Также , в Москве, в частной галерее Александры Понютиной , где произведения Риттиха достались от родителей . Эти раритеты москвичка Понютина, в свою очередь, в 2011 году, подарила казахскому Музею искусств .
Назовем избранное риттиховское :
„Автопортрет“, июнь 1928 г., Николаев ;
„Натюрморт "Груши", 1937, х., м., 90 х 113 ;
„Окрестности Алма-Аты“. 1936, бумага, акварель. 62,5 х 75 ;
„Луна над рекой“, июнь 1930 г., Харьков ;
„Облако“ .20-к гг. Украина .
„Праздник на площади Коминтерна в Алма-Аты“. Почтовая открытка ВСХВ , 1939 г.
(2.) Одновременно А.А. Риттих занимался проектированием и дизайном , принимал участие в создании скульптур, оформляющих парки, улицы, архитектурные сооружения Алма-Аты. Назовем проекты и возведенные здания, ныне утраченные , не ставшие памятниками живописи, ваяния, зодчества. Скажем, трехэтажная контора Госбанка (1934 г., ул. Красноармейская , д. 98 , совм. с арх. В.Н. Львовым и Д.Ф. Фридман) ; здание аэроклуба ДОСААФ (1936 г.,ул. Пролетарская); управление табачной фабрики (1936 г., ул. Пастера). Также было оформление жилкомбинатов №№ 1-4 по ул.Фурманова (1935 г., дизайн аптеки № 9 ) и павильона Советского Казахстана на московской ВСХВ (1937 г., панно на темы истории и современности республики.
Довольно странная картина – проектировал архитектурные сооружения, стоял у истоков Союза художников, был командирован правительством в Москву, и при этом не осталось, практически ни каких сюжетов. Даже свидетельств личной судьбы и реставрации риттиховского творчества.
Иллюстрации:
Художник Александр Риттих. Автопортрет
Одинокое дерево в алма-атинском саду.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.