Будут ли выучены уроки весеннего паводка?

Едил Мамытбеков, депутат Сената Парламента седьмого созыва, член Совета сенаторов при Сенате Парламента РК [kazpravda.kz]

Всю весну нам всем миром пришлось бороться с наводнениями и устранять их разрушительные последствия. Президент страны назвал паводок крупнейшим бедствием за последние 80 лет.

Более 60 населенных пунктов были отрезаны от внешнего мира. В десяти регионах страны был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Мобилизованы ресурсы государственных органов, силовых структур и профильных служб. Акиматы перешли на круглосуточный режим работы, привлечены более 10 тысяч волонтеров. Были эвакуированы более 119 тысяч человек, включая 45 тысяч детей.

Глава государства посетил нес­колько регионов, чтобы лично проконтролировать ситуацию и встретиться с жителями. И это послужило мощным мобилизующим началом для всего общества.

Как сказал Касым-Жомарт Токаев на ХХХІІІ сессии Ассамб­леи народа Казахстана, в час испытаний сплотилось все наше общество.

Президент страны заверил, что государство компенсирует пострадавшим материальные потери, окажет финансовую и другую помощь из средств государственного бюджета, фонда «Қазақстан халқына» и крупного бизнеса. Им принято решение о непроведении в текущем году ежегодного Астанинского экономического форума, поручено разбронировать государственный материальный резерв для оказания помощи пострадавшим, введен режим жесткой экономии бюджетных средств.

Безусловно, нынешний паводок является бедствием, последствия которого еще долго будут устраняться и с немалыми затратами для государства. Поэтому сегодня вполне резонно возникают закономерные вопросы: что делать, чтобы впредь быть максимально готовыми для минимизации воздействия подобных и иных катастрофических природных катаклизмов?

На мой взгляд, на случив­шееся бедствие оказало влияние, как и на пожары в области Абай в 2023 году, отсутствие анализа сис­темных проблем, которых накопилось предостаточно. Во-первых, это недостаточная координация между различными ведомствами и регионами, что исключает комплексный подход к предуп­реждению бедствий. Во-вторых, изношенность инфраструктуры: многие гид­ротехнические со­оружения нуж­даются в модернизации или полной замене. В-третьих, недос­таточный уровень организации мониторинга и анализа климатических и гидрологических данных. В-четвертых, низкий уровень информированности и подготовки населения к действиям при паводках, отсутствие системы раннего предуп­реждения и обучения. В-пятых, экологические проблемы, связанные с вырубкой лесов, и деградация экосистем, которые могли бы смягчить последствия паводков.

Отрицательную роль в ухудшении паводковой ситуации сыграли такие факторы, как недостаточное планирование и неэффективное управление водными ресурсами, неправильное землепользование, связанное со строительством и сельскохозяйственной деятельностью в зонах повышенного риска паводков, коррупция и бюрократия в этой сфере. То есть один из главных вопросов – качество системы государственного управления. А значит, нам нужна платформа, на которую будут опираться процессы формирования качест­венной системы государственного управления.

Как показывает политологический анализ, общественность Казахстана с воодушевлением восприняла провозглашенные Главой государства на третьем заседании Национального курултая в Атырау ключевые идео­логемы и базовые ценности – независимость и патриотизм, единство и солидарность, справедливость и ответственность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство.

Глава государства особо подчеркнул, что данные ценности задают смыслы и ориентиры во всех ключевых сферах – от политики и экономики до образования и культуры – и в целом формируют наш образ будущего и укрепляют общегражданскую идентичность.

Наряду с этим выдвинутая Главой государства концепция «Адал азамат» неразрывно связана с глобальной идеей Справедливого Казахстана. Нам жизненно важно укоренить эти основополагающие ценности в сознании подрастающего поколения. «Адал азамат» – это человек, обладающий лучшими качествами, который добросовестно трудится и добивается заслуженного успеха, ставя честность и справедливость превыше всего. Необходимо разделить мнение Главы государства о том, что нам нужно изменить мировоззрение всех граждан и укоренить в общественном сознании новые ценности, чтобы стать прогрессивной нацией.

Необходимо, как ни пафосно это прозвучит, возрождать дух государственного подхода к своим обязанностям во всех управленческих звеньях. Отходить от принципов кабинетного управления. В этом отношении можно привести в качестве примера истинно государственного подхода к своим обязанностям замес­тителя председателя Госплана КазССР Жарыспека Абуталипова, который лично объездил и неоднократно практически все районы страны (а их было более 200), но зато знал про эти районы все, что позволяло принимать взвешенные решения в процессе территориального планирования.

Сегодня по пальцам одной руки можно пересчитать акимов областей, которые чаще бывают в самых отдаленных районах областей, чем в своих удобных кабинетах.

Другой пример. В сложный период начального этапа независимости и самостоятельного рыночного развития в сжатые сроки были приняты меры по формированию антикризисной правительственной программы, реализация которой с жесткими выводами по акимам облас­тей и министрам позволила в 1994–1995 годах приостановить спад промышленного производства, сбить сильнейшую инфляцию, начать решать самые неотложные социальные проблемы.

Одним из главных результатов, имевших перспективное значение, стало создание условий для привлечения инвестиций от международных финансовых организаций. Тем самым был соз­дан плацдарм для наступления на экономическом фронте.

В этой связи думается, что периодически возрождаемая сис­тема рейтинговой оценки акимов областей не в полной мере объективно отражает реаль­ную эффективность областного менеджмен­та. Поскольку оценка осущест­вляется по макроиндикаторам развития, предос­тавляемым областными же статистическими органами, к информации которых можно вполне обоснованно предъявлять претензии.

Думается, наиболее целесообразно рейтинги определять по конечным результатам выполнения задач, вытекающих из принятых к реализации как государственных программ, так и собственных планов развития. И в частности, в действенном воп­лощении в жизнь молодежной политики, создании благоприятных условий для трудовой и жизненной адаптации молодежи.

На мой взгляд, следует поднимать и продвигать в Парламенте страны вопросы совершенствования Бюджетного кодекса в части межбюджетных отношений с целью максимального содействия решению насущных задач на местах на основе расширения их бюджетной базы.

Поэтому внушает надежду сильный посыл Главы государства на заседании Национального курултая в Атырау о том, что Правительству предоставлены все возможности для проведения кардинальных реформ в экономике, и выраженная им уверенность, что уже в скором времени это даст свои положительные результаты.

Также Казахстану может помочь в разработке эффективных мер по борьбе с паводками изу­чение международного опыта. Например, Голландия широко известна своей передовой сис­темой защиты от наводнений, включая дамбы, барьеры и насосные станции. Их опыт можно применить в Казахстане для внедрения современных технологий строительства и управления водохозяйственными сооружениями.

Опыт Японии в части разработки комплексных систем мониторинга и оповещения, а также программы подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях можно использовать при создании сис­темы раннего предупреждения и обучения населения.

Опыт Германии по комплекс­ному подходу к управлению водными ресурсами и восстановлению экосистем рек можно использовать при разработке стратегии управления водными ресурсами, которые учитывают интересы различных пользователей и экосистем.

В целом изучение и адаптация международного опыта могут помочь в разработке и реализации упомянутых мной системных проблем.

Вне сомнений, мы всем обществом должны поддержать начинания нашего Президента Касым-Жомарта Токаева. В такое непростое время главное для нас – сохранять единство и сплоченность. Мы должны ставить непреодолимый заслон любым действиям, вносящим раздор и разделяющим наше общество.

Иначе и быть не может, если мы стали на путь построения сильного, сплоченного и конкурентоспособного Казахстана!

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

Интеллектуалды-цифрлық трансформация жағдайындағы ...
Өмірбаян