Тихомирова Валентина Тихоновна
Тихомирова Валентина Тихоновна, являюсь преподавателем высшей школы, матерью двух сыновей – Тихомирова Олжаса (1986-2012) и Тихомирова Асера (г.р. 1985). Национальность – мари. Гражданка Республики Казахстан.
Родилась 21 октября 1951 года в выселке Майском Горномарийского района Марийской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР, ныне Марий Эл) Союза Советских Социалистических Республик в семье учителя и колхозницы.
В 1966 году окончила восьмилетнюю школу в селе Паратмары Горномарийского района МАССР. В 1970 году закончила школьное отделение Оршанского педагогического училища (ныне Педагогический колледж имени И.К. Глушкова, Марий Эл), в 1970 году поступила и в 1975 году закончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (ныне Московский государственный педагогический университет) по специальности «Педагогика и психология (школьная) с дополнительной специальностью». В 1977 году поступила и в 1988 году окончила факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург). В 1979 году поступила и в 1983 году закончила курс обучения в аспирантуре Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР (г. Москва).
Педагогическую деятельность начала в 1975 году в качестве преподавателя педагогики и психологии Оршанского педагогического училища (1975-1977 гг.). С 1977 года по 1979 год работала в педагогическом институте и университете ассистентом кафедр педагогики и психологии в г. Йошкар-Оле (ныне Марий Эл).
В 1983 году после завершения курса очного обучения в аспирантуре переехала жить и работать в Казахстан. С 1983 года по 1987 год преподавала историю искусств на художественно-графическом факультете Джамбулского педагогического института. В 1983 году в г. Москве защитила кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие произведений живописи как фактор общего и нравственного развития младших школьников» по шифру 13.00.01 – теория и история педагогики. В 1984 году по конкурсу избрана на должность заведующего вновь организованной кафедры живописи. За годы работы на данной кафедре мною были проведены исследования творчества художников ХХ века разных стилистических направлений и осуществлено руководство циклом курсовых и дипломных работ по истории искусства ХХ века; разработана инновационная программа преподавания композиции (с опорой на принцип исторического генезиса типологии композиции двумерных изображений); создана обширная коллекция визуального дидактического материала (более 5 тысяч диапозитивов), проведены исследования по методике преподавания изобразительного искусства в сотрудничестве с лабораторией изобразительного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР.
В 1987 году была приглашена в Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт для организации лаборатории профессиональной педагогики. Совместно с кандидатом технических наук, доцентом А.М.Черепановой нами был разработан проект обучения профессорско-преподавательского состава системно-деятельностной образовательной технологии на основе теоретической модели доктора психологических наук профессора МГУ З.А. Решетовой и практических разработок ее учеников. В 1988 году я уволилась из гидромелиоративно-строительного института в связи с изменением планов руководства данного вуза по содержательной направленности создаваемой лаборатории.
С 1987 по 1996 год работала в Джамбулском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и педагогом-психологом в гимназии №41 г. Джамбула (ныне г. Тараз). В 1990 г. была назначена заведующей кафедрой вновь организованной кафедры педагогики и психологии Джамбулского областного института повышения квалификации. В годы работы в данной должности проведены исследовательские и научно-практические работы, курсы по вопросам системно-деятельностной технологии обучения под руководством доктора психологических наук профессора МГУ З.А. Решетовой; исследования и тренинговые занятия по гуманистической психологии с участием известного казахстанского психолога М.Г. Субханкулова; внедрены активные формы обучения. Была разработана и неоднократно проведена авторская программно-целевая игра «Коллективная разработка программы развития учреждения народного образования». Проводила спецкурсы по вопросам внедрения компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В течение ряда лет мной проводились 144-часовые курсы подготовки практических психологов для системы образования из числа опытных учителей, получивших целевые рекомендации коллективов школ. Многие специалисты, прошедшие обучение на тех курсах, продолжают до настоящего времени работать педагогами-психологами в школах Республики Казахстан. В 1991 году награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения Казахской ССР» (удостоверение №5282).
В 1996 году переехала жить в город Алматы. Была принята исполняющим обязанности доцента кафедры педагогики и психологии в Республиканский институт повышения квалификации педагогических и руководящих кадров Республики Казахстан. В 1998 году решением Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Казахстан мне было присуждено ученое звание доцента. В периоды работы в РИПК СО разработала и реализовала спецкурсы по внедрению инновационных (в том числе и информационных) технологий в образовательный процесс школы, профессиональных школ (колледжей) и вуза, развитию визуального компонента образования, переходу к педагогической деятельности на основе принципов педагогического конструктивизма – современного педагогического подхода, массовое изучение которого в стране началось позднее в рамках курсов повышения квалификации, разработанных специалистами НИШ в сотрудничестве с Кембриджским университетом. Была участников международного проекта RWCT – «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
В периоды работы в школах педагогом-психологом и научным консультантом в школах города Алматы реализованы опытно-экспериментальные проекты по поддержке развития детей с различными профилями интеллекта на основе теории множественного интеллекта Г.Гарнера; совершенствованию визуального компонента общего среднего образования и визуальной компетентности педагогов. На базе лицея имени Ураза Джандосова в сотрудничестве с Г.Э.Джандосовой и Е.И. Политиковой реализована концепция школы индивидуализированного обучения с тьюторским сопровождением с опорой на теорию тьюторства, развиваемую кафедрой Московского педагогического государственного университета (магистерская программа "Тьюторство в сфере образования", руководитель д.пед.н., проф. Т.М. Ковалева).
В периоды работы на кафедрах педагогического профиля в организациях высшего профессионального образования (Казахский женский педагогический институт, ныне Казахский государственный женский педагогический университет; Казахский национальный университет им. аль-Фараби) полный пакет документации учебно-методического комплекса и вела лекционно-семинарский курс дисциплин «Педагогика», «Педагогика высшей школы», «Профессиональное самопознание и развитие педагога», «Педагогические основы управления творческим развитием учащихся», «Этика личного и социального успеха», «Социальная педагогика», «Теория и практика целостного педагогического процесса», «Современные образовательные технологии», «Личностный и деятельностный подходы к педагогическому образованию», «Профессионально-педагогическое общение», «Актуальные проблемы гендерного образования», «Проблемы социализации молодежи», «Специальные разделы педагогики», «Педагогика социальной работы», «Арт-терапия: методы социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения», «Социально-психологическая служба в образовании», «Методология и методы педагогических исследований» и ряд других курсов и спецкурсов.
Участвую в научно-исследовательских проектах («Развитие интеллектуальных способностей студентов университета как фактор повышения интеллектуального потенциала Казахстана», «Развитие креативности и творческих способностей студентов как фактор повышения интеллектуального потенциала Казахстана», руководитель д.пед.н. А.К.Мынбаева).