Ахметов Саин Избасарович
Родился 21 февраля 1949 года в Саратовской области Энгельсском районе, а вырос в Питерском и окончил Малоузеньскую среднюю школу, где приобщился творчеству в кружке юного техника. Получив аттестат об успешном окончании школы, поступил в Саратовский политехнический институт (СПИ) на автомеханический факультет в начале на вечернее отделение, затем на очную форму обучения в целях большего познания в целенаправленной профессиональной деятельности.
Надежды в конечном деле оправдались: влившийся в четырех групповой поток студентов, одаренных и отслуживших десяток ребят в рядах советской армии, учеба проходила в интересной и любознательной атмосфере. На старших курсах обучения проводилась специализация по некоторым направлениям. Группа во главе со мной в малом количестве лиц, близких в дружественных отношениях, занимались углубленным изучением теории и конструкции автомобилей. Преддипломная практика проходила при Энгельсском троллейбусном заводе им. Урицкого. С учетом интересов каждого из нас были закреплены реальные узловые участки по конструированию новой модели городского сочлененного автобуса на базе выпускаемых в то время троллейбуса ЗиУ-9.
В 1973 году после окончания ВУЗа началась новая трудовая веха в моей жизни. Министерство автомобильного транспорта Казахской ССР, куда я был направлен как молодой специалист, своим распоряжением перенаправили в Чимкентскую автоколонну 2561 на должность инженера-механика. Но проработал там совсем недолго. В этом городе начинал функционировать автомеханический техникум, где стояла острая потребность в преподавательском составе по специальным дисциплинам. Руководство образовательного учреждения после обстоятельной беседы со мной обратилось с ходатайством в областное автоуправление перенаправить выпускника Саратовского института по автотранспортному профилю в Чимкентский техникум для усиления подготовки специалистов.
С сентября этого же года началась моя педагогическая деятельность в молодой образовательной организации. Свежие специальные знания и приобретенные немалые навыки в период обучения и дипломного проектирования в творческом коллективе конструкторского подразделения завода ЗиУ оказались хорошей основой для моего новаторского успеха в специальной подготовке, но уже не в техническом русле, а в сфере коммерческой эксплуатации автотранспорта. Дело в том, что такие дисциплины как теория и конструкция автомобилей, техническая эксплуатация, интересовавшие меня, были закреплены за другими преподавателями.
Относительно новая дисциплина, получившее в современных условиях название транспортная логистика, закрепилась за мной. Такое обстоятельство требовало большого внимания и соответствующей ответственности в интенсивном изучении широкого спектра учебной литературы и производственной нормативной документации. В результате познания основ коммерческой эксплуатации через два учебных года был обеспечен совместно с коллегами первый выпуск специалистов с квалификацией техник-эксплуатационник. Далее работа по совершенствованию методических пособий продолжились. На пятом году труда был выдвинут на должность заведующего отделением эксплуатации автотранспорта.
Следующий этап трудовой деятельности начался с сентября 1978 года в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (КазНИПИАТ) в Алматы с должности старшего научного сотрудника и одновременно с заочного обучения в аспирантуре Московского автодорожного института (МАДИ).
В период с начала 90-годов научная деятельность была посвящена решению проблемы совершенствования управления централизованного вывоза и завоза грузов в контейнерах на базе железнодорожной станции Алматы-2. Актуальность проблемы была вызвана важной ролью отправки всей промышленной продукции большого мегаполиса и соответственно с потреблением столичного города различных товаров и материалов, доставляемых через контейнерный терминал. Обеспечение тесного технологического взаимодействия магистрального железнодорожного транспорта с автомобильным общего пользования была на постсоветском пространстве одной из важнейших задач союзного государства.
В целях более тесной координации взаимодействующих видов транспорта по опыту Ленинградского транспортного узла на базе системы НПГРТУ-непрерывного плана-графика работы всех участников узла при контейнерном терминале ст. Алматы-2 стали возводить объект под Центр оперативного управления перевозками контейнеров. Научно-исследовательская работа по обеспечению единого технологического процесса и созданию системы оперативного управления автомобильными перевозками с применением ЭВМ велась под руководством Ахметова Саина Избасаровича уже в качестве заведующего лабораторией управления транспортным процессом в роли непосредственного главного исполнителя. Поставленная задача постепенно решалась умеренными темпами.
Недостаточная проработка методологических основ разработки систем управления автомобильными перевозками грузов являлась серьезной проблемой в научном плане по созданию АСУ. Попытки решения отдельных управленческих задач в сфере деятельности автотранспорта и маломощные способности ЭВМ в то время семейства СМ не дали желаемых результатов во всех регионах советской страны на призывы правительственных отраслевых органов в частности на автотранспорте по разработке и внедрению АСУ.
Разработки автора по совершенствованию управления автотранспортного обслуживания и решению задач оперативного характера диспетчерским персоналом в то время имели определённые успехи. Тиражированные руководящие материалы, выработанные на научных принципах, доведённые соответствующим образом практикам-исполнителям на производственных участках положительно отражались на результатах их труда. С развалом Советского Союза и резким падением объёмов перевозок, и прекращением научно-исследовательских изысканий проделанная работа ушла в прошлое.
С сентября 1992 г. научная деятельность прекратилась и Саин Избасарович был вынужден перейти на преподавательскую деятельность. В начале был приглашён в Алматинский автодорожный институт (ААДИ) на кафедру «Автомобили и автомобильное хозяйство». Затем в связи с расширением и необходимостью выпуска студентов по новой специальности была организована кафедра «Организация перевозок автомобильным транспортом».
Возглавив первый год становления вновь созданного образовательного подразделения был осуществлён выпуск первых студентов по перспективному направлению. В последующем подготовка по востребованной специализации продолжилась с акцентом по разработке методических пособий по курсовому и дипломному проектированию транспортно-логистического обслуживания клиентуры.
В 1999 г. с поступлением предложения влиться в новообразовавшуюся организацию - Союз международных автомобильных перевозок Республики Казахстан (КазАТО) мною было принято решение о переходе в целях организации и создания Учебного Центра этой компании.
Структурное образовательное подразделение ориентировано на обеспечение специальной дополнительной подготовки менеджеров и водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов. Специфика подготовки специалистов заключается в освоении слушателями курсов международных правовых норм осуществления перевозок с обеспечением требований разрешительной системы, таможенных процедур товародвижения, специальных мер перевозки в особенности специфических грузов, большегрузным автотранспортным средствам, водительскому персоналу и т.д.
Изначально стояла задача пройти аккредитацию по базовым курсам в целях вхождения в состав Академии Международного союза автомобильного транспорта (IRU). Являясь первым директором Учебного Центра КазАТО, в числе первых республик постсоветского пространства, в 2001 г. была обеспечена успешная аккредитация, затем переаккредитация, занимая места в пятёрке пьедестала. На первых этапах работы был разработан и составлен с коллегами комплекс учебно-методической документации и расширен спектр дополнительных спецкурсов, одновременно являясь постоянным членом рабочей группы в сети аккредитованных учебных центров академии IRU.
В последнее время в связи с освобождением от повседневных работ учебного процесса и появления свободного времени начал самокритично переосмысливать с высоты накопленного творческого опыта и дополнительных знаний научно-методические труды, которые составили более 30-и единиц. Первые два десятка работ опубликованных в сборниках научных трудов КазНИПИАТ и СПИ были освещены в плане представления отдельных методологических аспектов решения некоторых управленческих задач без достаточных научных обоснований.
Создание системы управления автотранспортного обслуживания была и остаётся нерешённой научной проблемой. Углубленные исследования объекта управления, проведённые автором ранее на реальном транспортном полигоне имеющий важное значение в частном-государственном секторе дали возможность более реально познать специфику обслуживания клиентуры в грузовых перевозках. На основе всего этого мы имеем определённый научный задел решения проблемы по разработке востребованной эффективной системы оперативного управления.
Дальнейшее исследование научной проблемы методом моделирования с позиции кибернетики, логистики, ситуационного подхода как современного взгляда на реальные динамичные объекты управления на базе системного анализа и синтеза организационно технологических факторов автотранспортного процесса являются насущной задачей, подлежащей решению в ближайшее время. Намеченный научный продукт ожидается в виде монографии по формированию системы оперативного управления перевозками грузов. Система управления представляется как двухуровневая в целях поэтапного решения полного пакета функциональных задач, необходимых для качественного обслуживания клиентуры и эффективного использования автотранспортных средств. В приложении предусматривается Технология диспетчерского управления перевозками контейнеров как практический нормативный документ для использования в ручном режиме руководства.
Автор, как новоизбранный действительный член Академии – большой специалист в области теории и практики разработки систем оперативного управления, надеется на платформе МАИН довести до сведения заинтересованных лиц в научном и практическом поиске наработанный объём методологических подходов и принципов и путей решения оперативных управленческих задач, актуальных в сфере автотранспортного логистического обслуживания в условиях нарастающей цифровизации экономики Казахстана и других близлежащих стран. При этом важен обмен мнениями и не исключается деловое сотрудничество на бизнес основе.