1 сентября 2020 года Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев выступил на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан с Посланием народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий». Основные компоненты Послания сформулированы в предвыборной платформе, в Послании народу Казахстана 2019 года и в других выступлениях Главы государства.
Безусловно, практическая реализация Послания, с одной стороны, базируется на определенных ресурсах, а именно – на консолидированной социальной поддержке Президента. С другой стороны, направлено на дальнейшее развитие задач и установок Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева. Это свидетельство преемственности политики государства, заложенной в основу строительства нового Казахстана.
Необходимо обратить внимание на ряд новых концептуальных подходов к озвучиванию Послания. Мировой опыт показывает, что Послание глав государств - это речевая деятельность, направленная на ожидание нации, эмоциональное воздействие на граждан, пробуждение их экономической и политической активности. Эффективное использование новых методов подачи послания позволяет получать новые сведения о состоянии общества и общественно-политических проблемах.
Мы видим, что в рамках этого Послания Президент страны практически полностью охватил важнейшие сферы жизнедеятельности страны, начиная от экономики до социальной сферы и прав человека. Поэтому в этом контексте послание является ключевым жанром политической коммуникации.
Послание совмещает в себе информативный и императивный компоненты. Однако соотношение этих компонентов различается. К примеру, императивная составляющая Послания проявляется через речевой жанр поручения. Президент дает ряд четких поручений Правительству, Счетному комитету и другим государственным органам.
Важно подчеркнуть, что Глава государства в Послании использует модальность необходимости, а не долженствования. Это приводит к осознанию поставленных задач как задач, решение которых объективно нужно всем жителям страны. Также Послание выдержано в официально-деловом стиле. Президент использует достаточно короткие и четкие предложения, которые легко воспринимаются на слух.
В целом, в своем выступлении Президент дал развернутый ответ на вопросы о том, как государство боролось и ведет борьбу с эпидемией, за макроэкономическую стабильность, а также не жалело сил на социальную поддержку населения в период пандемии. Это все нужно было для того, чтобы создать условия, в которых внешний вызов, а именно распространение KOVID-19, не мог помешать самому главному - внутреннему развитию страны, сохранить социально-экономическую стабильность, занятость и доходы населения, которые как отметил Касым-Жомарт Токаев являются высшим приоритетом государства.
Глава государства в Послании поставил целый комплекс взаимосвязанных задач, принципиально меняющих традиционно сложившуюся систему государственного управления по ключевым направлениям общественно-политического и социально-экономического развития Казахстана. Безусловно, это вызовет серьезные изменения в общественном сознании и системе общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества. Как безусловно и то, что подобная трансформационная реформа потребует серьезной поддержки на законодательном уровне.
Масштабы мероприятий кое-кого могут смутить или вызвать неприятие, однако для того, чтобы на месте обветшалого здания построить новое, многофункциональное, его необходимо снести.
Поэтому, следуя логике Послания, прежде всего – реформирование системы государственного управления сегодня является главным приоритетом.
В Послании подчеркнуто, что новая модель государственного управления неизбежно потребует перезагрузки действующей системы государственной службы, имея в виду решение триединой задачи в формировании дополнительных стимулов для повышения качества службы и ответственности за ее конечные результаты: сокращение госаппарата и работников квазигоссектора, повышение на этой основе оплаты труда и внедрение факторно-балльной шкалы для оценки деятельности госслужащих.
Поэтому Глава государства анонсировал принятие целой серии мер, направленных на радикальное улучшение и совершенствование системы государственного управления. Это решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением Президенту, Высший президентский совет по реформам, решения которого станут окончательными. Также в состав Агентства передается Комитет по статистике с последующей ее трансформацией в Бюро по статистике. Другими словами, эти меры позволят обеспечить эффективность работы госаппарата и прозрачность в деятельности государственных органов, исключая конфликт интересов между собой.
Одновременно с этим ставится задача обеспечить баланс между уровнями правовой регламентации деятельности исполнительной власти в целях устранения излишней забюрократизированности процессов принятия жизненно важных решений. Особенно в плоскости межведомственных взаимоотношений.
Особого внимания заслуживают тезисы Президента касательно реформы Системы государственного планирования. Существующие проблемы государственного планирования, состояния государственных и отраслевых программ с множеством индикаторов, которые практически были недостижимы, научно не обоснованы из-за отсутствия фундаментальной научно-методической базы, а финансовые средства фактически уходили в песок в стенах Сената Парламента депутаты поднимали регулярно, но своего оптимального решения пока они не нашли.
Не секрет, что в настоящее время деятельность Правительства, преимущественно оценивается результатами реализации государственных и отраслевых программ. При этом, эти документы не позволяют полностью охватить коэффициент полезного действия самого Правительства. Более того, действующая система государственного планирования исключает наличие Программы действий, которая являлась бы рабочим документом Правительства.
Очевидно, что, опираясь на эффективную систему управления, можно ставить немалые задачи в части совершенствования механизмов и инструментов, обеспечивающих эффективное экономическое развитие страны.
В Послании, исходя из глубокого понимания экономического развития в новых реалиях, поставлена задача разработать новую промышленную политику, которая должна расставить все необходимые акценты в политике диверсификации производства на индустриально-инновационной основе и придать новый ускоряющий импульс развитию промышленности в направлении роста ее конкурентных преимуществ в мировой и региональной экономике.
В целях улучшения инвестиционного климата ставится задача внедрить новый инструмент – стратегическое инвестиционное соглашение, а также устранить узкие места в системе государственных закупок, что позволит повысить доверие к государству субъектов всех уровне хозяйствования.
Вполне логичен и большой пакет предложений по совершенствованию условий развития малого и среднего бизнеса, среди которых можно выделить изменение базовых принципов регуляторной политики, а также максимальную либерализацию налогового администрирования.
Касым-Жомарт Кемелевич правильно акцентировал свое внимание на создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики. При этом, экономика должна работать на повышение благосостояния народа. Отметим, что сейчас усиливается общественный запрос на справедливое разделение выгод от роста национального дохода. Между тем, по итогам 2019 года страна двигалась в другом направлении. Так, в 2019 году кредитов экономике выдано на 13 863,8 млрд. тенге, что на 5,9% больше уровня 2018 года. Однако, настораживает тот факт, что происходит уменьшение объема кредитования субъектов малого предпринимательства.
Другими словами, это означает, что состояние с малым бизнесом в стране ухудшается. Поэтому помимо плановых мероприятий, нам нужны и системные меры. Получается, что Общенациональные задачи по поддержке малого бизнеса не согласуются с продолжающейся тенденцией снижения кредитования субъектов малого предпринимательства.
Когда речь идет об улучшении качества экономической политики, есть серьезные вопросы в отношении регулятора. Так, по данным Всемирного экономического форума и критериям Давоса в 2019 году значительно ухудшились показатели финансовой системы Казахстана. Этому способствовали низкие объемы кредитования частного сектора, ограниченный доступ к финансовым ресурсам для малых и средних предприятий. Надежность банков по-прежнему вызывают опасения.
Несмотря на рост в номинальном значении показателей банковского сектора, отмечается снижение его роли в экономике страны за последние 5 лет. Поэтому актуальным вопросом является повышение качества экономической политики по линии Национального банка, на что обращает внимание Глава государства.
В Послании можно проследить посыл, о котором не раз говорил Президент, что немалый потенциал обеспечения стабильности кроется во внутренних факторах регулирования развития. В частности, в треугольнике «квазигосударственный сектор – денежно-кредитная система – Фонд национального благосостояния». Действительно, с одной стороны, громоздкие конгломераты с непомерно раздутыми финансовыми аппетитами и льготами со стороны государства, с другой стороны, недостаточная эффективность денежно-кредитной политики в исполнении банков второго уровня, далеких от нужд реального сектора, становится одним из тормозов экономического развития страны, и с третьей стороны, неизбежная в этих условиях практика нерациональных расходов средств Национального фонда на решение текущих проблем.
В ближайшее время мы должны на основе полноценного развития рыночных институтов и механизмов при особой стабилизирующей роли государства:
добиться повышения отдачи от квазигосударственного сектора;
оценить реальный вклад Фонда национального благосостояния в рост благосостояния народа с момента его создания;
обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на приемлемых условиях и на длительный срок.
Полноценная реализация этих ключевых и других сопряженных задач позволит обеспечить стабильность социально-экономического развития страны на основе сбалансированности и эффективности государственного менеджмента.
В системе экономических мер важное место Президент страны отводит задаче обеспечения сбалансированного территориального развития. Сложившаяся система разделения на регионы-доноры и регионы-реципиенты закрепляет иждивенческие настроения и не способствует активизации экономической жизни в дотируемых регионах. Понятно, что снижаются стимулы для регионов, дотирующих госбюджет.
Справедливости ради следует подчеркнуть, что подобная дифференциация сложилась в прежние годы плановой экономики, в рамках всевозможных схем развития и размещения производительных сил Союза и республики. Однако сегодня есть программные механизмы и инструменты индустриально-инновационного развития, в частности, республиканская и региональные карты индустриализации, которые сегодня необходимо акцентированно применять для решения этой задачи, поставленной в послании.
Наряду с этим, появляется возможность в рамках мероприятий по реализации этого поручения довести до логического завершения давние вопросы становления местного самоуправления, имея в виду прежде всего укрепление финансового потенциала за счет формирования прочной и стабильной базы пополнения бюджетов сельских округов. В этих же целях предполагается последовательно и неуклонно разграничить полномочия органов местного государственного управления и местного самоуправления.
Наконец, никогда не снималась с повестки главная цель всех реформ – формирование социально ориентированного государства. Все годы независимого развития, вне зависимости от состояния экономики и производства, именно в Посланиях Президента страны народу Казахстана ставились социальные задачи на тот или иной период времени.
Вот и в настоящем послании Главы государства в качестве главного приоритета обозначено социальное благополучие граждан. В этих целях им поручено приступить к разработке Социального кодекса страны, что позволит упорядочить и актуализировать законодательную базу формирования и реализации социальных программ, устойчивого и качественного развития отраслей социальной сферы, адекватного потребностям населения страны.
Необходимо отметить и такую значимую особенность настоящего Послания как вопросы формирования полноценного гражданского общества, без чего не может быть и полноценного развития страны на пути в сообщество цивилизованных стран с развитыми демократическими ценностями. Президент страны предлагает создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Это архиважное и необходимое действие для реализации концепта «слышащего правительства».
В целом, законодательное обеспечение всех реформаторских задач и мероприятий требует продуманной системной законотворческой работы, имея в виду, что заложенный конструктивизм Послания носит долгосрочный и необратимый характер. В этой связи особая ответственность возлагается на слаженную работу всех ветвей власти, что является гарантией успешной реализации задач, поставленных Президентом страны. В частности, Парламенту Республики Казахстан до первой половины 2021 года необходимо будет рассмотреть и принять порядка тридцати законопроектов, в том числе проанализировать и внести изменения в бюджетный, налоговый, экологический и другие кодексы в части их оптимизации и актуализации.
Нельзя пройти в Послании мимо раздела «НОВОЕ КАЧЕСТВО НАЦИИ», в котором Касым-Жомарт Кемелевич подчеркнул, что сегодня перед нами стоит задача – сформировать новую парадигму развития нашего народа и новое качество нации. Также он отметил, что сама жизнь диктует нам необходимость адаптации к требованиям времени как отдельного человека, так и общества в целом.
Для качественно нового развития нашей нации должны измениться наши повседневные жизненные установки. А в обществе должны утвердиться новые принципы и новые ориентиры. Сильное эмоциональное впечатление лично для меня произвели слова великого просветителя Ахмета Байтурсынова: «Чтобы иметь знания, необходимо учиться. Чтобы быть богатым, нужно иметь дело. Чтобы стать сильным, нужна сплоченность. А для всего этого, нужно трудиться, не покладая рук».
Безусловно, перед нами стоят большие и сложные задачи. Для их успешного решения требуются неординарные подходы, новое мышление, всеобщая солидарность и взаимная поддержка. Президент определил стратегический курс, сформулировал перед всем обществом план действий государства в кризисной ситуации.
На современном этапе все государственные органы и само общество должны меняться, работать над собой. Вызовы времени заставляют нас постоянно развиваться, совершенствоваться, становиться сильнее. Уверен, что наша страна способна и готова решать самые сложные задачи, а на всем обществе лежит огромная ответственность за будущее государства. Только объединив усилия, мы преодолеем все вызовы и достигнем поставленных целей, обозначенных в Послании.
Едил Мамытбеков
Сенатор Парламента Республики Казахстан