Президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Я, как патриот своей страны обращаюсь Вам, как Главе государства с конкретными предложениями по совершенствованию системы государственного управления и устранению предпосылок коррупции. Мои предложения исходят из собственного опыта. Более 30 лет я работал в системе экономики и финансов. Был председателем комитета по госимуществу и приватизации Жайрем-Атасуйской СЭЗ, заместителем Карагандинского филиала Агентства по реорганизации, ликвидации и реабилитации предприятий Минфина РК, руководителем областного управления по государственным активам. Являясь магистром экономических наук, защитивший диссертацию по управлению государственными активами, полагаю необходимым:
Первое. Провести повсеместную ревизию приватизации государственного имущества и постприватизационный контроль, а также сравнительный анализ состояния объектов до и после продажи. В первую очередь стратегических объектов как достояния народа, гарантии национальной безопасности. Результаты такого анализа дадут возможность внести изменения в законы и нормативные акты, непосредственно в инвестиционные контракты, акты купли-продажи. Не секрет, что коррупционные риски связаны именно с подзаконными актами - инструкциями, правилами, и т.п., принимаемыми на местах. Нужен жёсткий контроль и ограничения в системе их создания и принятия на всех уровнях. Это позволит пересмотреть долевое участие государства в сторону увеличения, а при необходимости и национализации компаний.
Далее. Оставить за Комитетом государственного имущества и приватизации Минфина функции продажи и постприватизационного контроля как республиканской, так и коммунальной собственности. Все дочерние предприятия действующих компаний, передать в конкурентную среду.
Следующий важный момент. Комитету госимущества и приватизации необходимо провести тщательный анализ с целью выявления условий, создающих необоснованные преимущества отдельным предприятиям, и лицам для приватизации государственных активов, в особенности инфраструктурных обьектов (системы электро-и водоснабжение, телекоммуникационные системы, теплоснабжение (ТЭЦ).., в ущерб интересов государства.
Пересмотреть комплексный план приватизации, вынести его на рассмотрение Государственной комиссии по модернизации экономики страны.
Эти меры позволят не допустить передачи ключевых объектов так называемому "стратегическому инвестору", а затем возвращать их в государственную собственность, как это было с двумя экибастузскими электростанциями. Другой пример, когда Главе государства пришлось инициировать запрет на продажу иностранным участникам Усть- Каменогорской и Шубаркольской электростанций, земель сельскохозяйственного назначения.
Назрела необходимость пересмотра деятельности АО «Самрук-Қазына» - инвестиционного холдинга, миссия которого заключается в повышении национального благосостояния Казахстана. Обьявленная правительством программа реформ Самрук-Қазына представляет собой лишь имитацию кардинального реформирования квазигосударственного сектора. Считал бы необходимым реформировать систему управления. Для этого: Провести полный анализ деятельности холдинга, пересмотреть там все инструкции и методики на коррупционные риски в части инвестиционных проектов, договоров сотрудничества, проведения финансово-экономической, юридической экспертиз. Далее - С Самрук-Қазына исключить функции распоряжения имуществом, оставив лишь функции оперативного управления ( владение и распоряжение имуществом в пределах, установленных собственником в лице Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов). Принятые меры позволили бы выявить ряд системных просчетов и лазеек для коррупции, а также сделать работу дочерних компаний, входящих в состав Самрук-Қазына: Казмунайгаз, Казахстанские железные дороги, Казатомпром, Аir Astana, KEGOC, Казахтелеком и т.д. – прозрачной, чистой и обьективной.
И самое главное. В нынешних условиях Комитет государственного имущества и приватизации должен быть подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан. Только один государственный орган должен управлять и контролировать государственными активами, в том числе компаниями, входящих в холдинговые компании (Самрук-Казына, Байтерек и т.д.).
И следующее направление, на что следовало бы обратить внимание. Это расходование денежных средств, выделяемых градообразующими предприятиями в рамках социальной ответственности. Почти всегда отсутствует взаимная ответственность и вообще непонятно кем, сколько, на что и на каких условиях тратятся миллиарды тенге. Также это удобная лазейка для протаскивания «имиджевых» проектов, перечисления различным фондам, т.е. те же коррупционные риски.
Полагаю, что эти предложения будут способствовать реализации поставленных Президентом РК задач по модернизации и диверсификации экономики, возврату в нашу страну незаконно полученных и выведенных активов , а в целом - построению Нового Справедливого Казахстана.
Галым Мукашев,
общественный деятель, Академик МАИН, член Союза журналистов Казахстана, член Общественного совета по развитию государственного управления и противодействию коррупции при филиале партии «AMANAT» г.Астана
Конт.тел.87752813839
г.Астана
13.03.2023г.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.