«А зачем Казахстану наука?» - задают сегодня вопрос многие экономисты, сотрудники и руководители различных министерств и ведомств. На эту тему ведутся постоянные дискуссии. Вкратце, на такой вопрос можно ответить следующим образом: Казахстан стремится стать страной с развитой, «умной» экономикой посредством применения новых технологий. Однако существует такое свойство, как «адсорбтивная» и «абсорптивная» способность страны к трансферту технологий. Сегодня такая способность у Казахстана очень низкая.
Например, в такой новой прорывной области, как нанотехнология, для того, чтобы подготовить специалиста, необходимо как минимум 5-7 лет учебы и работы на дорогостоящих аналитических приборах, которые могут работать на наноуровне, не учитывая базового высшего технического образования. Таких специалистов и приборов у нас крайне мало для разговоров о развитии нанотехнологии в стране. Адсорбтивная способность к трансферту технологий – это как раз наличие специалистов и оборудования для импорта технологий из-за рубежа. Если делать аналогии с транспортом, то в случае экспорта в страну автобусов для развития транспортной инфраструктуры, в стране необходимо наличие квалифицированной рабочей силы и сервисные услуги (водители и СТО). В противном случае, автобусы будут просто стоять в автопарке. Времени подготовить квалифицированного водителя и механика (электрика) требуется намного меньше нескольких месяцев, во многих случаях, даже без базового образования. В Казахстане сегодня инновационная инфраструктура развита очень плохо. Кадры, привыкшие управлять автопарками, никогда не смогут управлять технопарками. Для этого необходимы комплексные знания самих технологий и базовых принципов развития инноваций. По результатам аудита материально-технической базы казахстанских технологических компаний, институтов и ВУЗов, иностранные эксперты в прошлом году пришли к неутешительному выводу – парк оборудования очень скуден и крайне изношен. В большинстве случаев руководство институтов и лабораторий демонстрирует бутафорные приборы и показывает результаты, находящиеся в электронных библиотеках или скачанные с Интернета.
Абсорбтивная способность к трансферту технологий предполагает ситуацию, когда технология уже разработана, но не хватает какого-либо ключевого элемента для внедрения этой технологии в производство. Такая способность считается более высокой степенью готовности к импорту технологий. Если опять сделать аналогию с автобусами, то в случае абсорбтивной способности страны к развитию транспортной инфраструктуры, у нас необходимо наличие своих заводов и конструкторских бюро по выпуску автобусов, но не хватает навыков, к примеру, по производству двигателей или электроники для них. Инновации стали важнейшим фактором экономического развития, основой конкурентоспособности фирм, отраслей, национальных экономик. Инновационной можно считать такую экономику, в которой знания позволяют генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующий эти потребности. Новизна ситуации последних десятилетий в Казахстане, как и во всем мире, заключается в том, что если ранее успешная оценка идей удавалась лишь отдельным выдающимся ученым или предпринимателям и была скорее случайностью, в силу, сложности одновременного преодоления двух типов рисков: технологических и финансовых. В инновационной экономике формируются институты и механизмы, позволяющие снизить риски путем их распределения между большим числом участников и превратить «рынок идей» в еще одну разновидность рынка, наряду с рынками капиталов, товаров или услуг и т.д. Сетевой характер и особые свойства сырья в экономике знаний приводит к тому, что экономическое содержание приобретают закономерности из теории информационных систем, например, что «эффективность информационных сетей пропорциональна квадрату числа участников». На языке экономистов это означает, что увеличение количества участников рынка и используемых производственных ресурсов не снижает отдачу, после перехода через экстремум, как это было в традиционной экономике, а наоборот повышает их отдачу.
В Казахстане всегда бытовало мнение, что с наукой у нас все нормально, а вот с внедрением проблемы. Однако сейчас ставить отдельно науку, внедрение, производство нельзя. Мы должны говорить о комплексной системе – национальной инновационной системе. В ней имеются, помимо кадровых, ряд существенных недочетов. Во-первых, в нашей инновационной системе еще не сложилось ее центральное звено - крупные высоко-
технологичные фирмы, способные брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии. За рубежом, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, университетов ключевым звеном в создании инноваций остается крупный бизнес, поскольку именно здесь наиболее полно реализуются стимулы к инновациям, в виде предпринимательского дохода, получаемого за счет расширения рынков. Свыше 20 казахстанских национальных компаний, имеют годовые научные бюджеты превышающие 10 миллионов долларов. Это намного больше, чем бюджет всей казахстанской науки. Однако, распределение бюджетов на НИОКР в таких компаниях происходит в основном по принципу – необходимо освоить в срок, но не на результат. Итогом становится сданные в срок старые, еще советские отчеты о проделанной работе.
Во-вторых, права на результаты научно-технической деятельности, выполненной за счет бюджетных средств у нас принадлежат государству, а не разработчику. В результате, в коммерческом, хозяйственном обороте у нас находится менее 1% созданных знаний. Права на безвозмездной основе должны передаваться исполнителю, за одним исключением, когда эти результаты связаны обороной и безопасностью. Государство должно сохранять за собой право на конкурентной основе, через какой-либо промежуток времени также постараться внедрить разработку в производство. Естественно, что эти меры предполагают существенное укрепление защиты прав интеллектуальной собственности. Опыт США показывает, что до принятия в 1980 г. закона Бай-Доула, только 4% из принадлежащих правительству патентов были востребованы промышленностью. После передачи прав собственности на результаты НИОКР университетам и другим организациям академического сектора науки, последние создали за пару лет свыше 2 тыс. фирм, занимающихся коммерциализацией, количество патентов востребованных промышленностью выросло в 10 раз, налоговые поступления, за счет этой деятельности составляют 40-50 млрд.долл.
В-третьих, в нашей экономике отсутствуют институциональные сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые знания и технологии. Можно сказать, что наша институциональная среда нейтральна по отношению к нововведениям. Скажем в Китае, общий НДС 18%, а для компаний, в секторе информационных технологий – 6%. Помимо налоговых, амортизационных, таможенных преференций, необходим эффективный институт защиты интеллектуальной собственности, позволяющий защищать и даже страховать инвестиции в науку и новые технологии.
В четвертых, развитость или слабость финансовых рынков соответственно способствует или блокирует развитие инноваций, т. к. гибкий и разветвленный финансовый рынок позволяет на ранних этапах инновационного цикла привлекать значительные ресурсы и получать экономическую оценку той или иной научной или технологической идеи. Сегодня в инновационной экономике сформировались институты и механизмы, позволяющие снизить риски путем их распределения между большим числом участников и таким образом сформировать «рынок идей, рынок знаний», который превращается в еще одну разновидность рынка, наряду с рынками капиталов, товаров или услуг и т.д. Созданные сегодня венчурные фонды финансируют вчерашние разработки, которым было отказано в министерствах и ведомствах и у меня возникают серьезные опасения, что скоро многие из этих фондов столкнутся с серьезными проблемы возврата средств, так как многие из их вложений в технологии и производства окажутся мыльными пузырями.
В пятых, национальный инновационный потенциал Казахстана можно измерить на основе ряда различных индикаторов, принятых во всем мире. Данные по ряду стран указывают на то, что национальный инновационный потенциал Казахстана по многим направлениям не получил должного развития. В Норвегии и Корее, например, существуют развитые системы внедрения инноваций, которые способствуют повышению конкурентоспособности экономики этих стран. В Китае система государственной поддержки инноваций отстает по ряду направлений, но государство обеспечивает мощную поддержку в таких важных областях, как «Финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) в частном секторе», «Расходование доли ВВП (%) на НИОКР» и «Сотрудничество между университетами и компаниями в области научных исследований (НИР)», публикации в рецензируемых журналах, полученные признаваемые патенты и проданные лицензии на производство. В целом, оценка сложившейся в Казахстане ситуации позволяет сделать предположение, что национальная система поддержки и внедрения инноваций остается слабым звеном, поскольку в стране нет эффективной системы конвертирования отечественных и зарубежных знаний в национальное богатство. Анализ сложившейся на настоящее время ситуации позволяет также предположить, что Казахстану необходим комплекс мер по поддержке технологического обновления традиционных отраслей экономики и налаживания более тесных связей между: (i) отечественными промышленными предприятиями и сектором НИОКР; (ii) отечественным и международным секторами НИОКР; (iii) отечественными промышленными предприятиями и международными технологическими рынками и (iv) средними/малыми предприятиями и динамично развивающимися крупными предприятиями, расположенными как в Казахстане, так и за его пределами. В настоящее время такие связи почти не существуют, по крайней мере, в достаточно эффективной форме. Решения о проведении тех или иных НИОКР зачастую принимаются без учета потребностей промышленности. В результате система НИОКР чаще оказывается статьей расходов, а не основой для создания национального богатства.
Однако критиковать сложившуюся ситуацию могут многие, без конкретных предложений для развития. Мое видение основных элементов развития инфраструктуры создания знаний и внедрения их в производству сводится к следующей стратегии.
Настоящая стратегия предполагает проведение активной государственной поддержки и регулирования механизмов возникновения, распространения и использования инноваций в экономике страны.
Действенным инструментом для воплощения Стратегии является Национальная Инновационная Система (НИС), состоящая из 5 основных компонентов: научный потенциал, инновационная инфраструктура, инновационное предпринимательство, финансовая инфраструктура и обеспечение их взаимодействия. Мои предложения касаются первых двух компонентов, имеющих непосредственное отношение к Министерству образования и науки.
1.Научный потенциал
Меры по развитию научного потенциала будут направлены на достижение конкурентоспособности отечественной научно-технической сферы, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие.
Все мероприятия по развитию научно-технического потенциала НИС будут строиться на следующих принципах:
-Единая координация и администрирование программ научных исследований
-Финансирование НИОКР на грантовой основе
-Транспарентность научно-технической экспертизы
1.1 Единая координация и администрирование программ научных исследований
Уполномоченный орган в научно-технической сфере дожжен стать координатором всех НИОКР и осуществлять их финансирование. Необходимо выработать предложения по поэтапному переходу к финансированию всех НИОКР, выполняемых отраслевыми министерствами через уполномоченный орган в сфере науки. Создано 5 научных лабораторий открытого типа при передовых научных центрах и 15 открытых научных лабораторий инженерного профиля при передовых ВУЗах. Научный потенциал является краеугольным камнем инноваций, поэтому при его развитии особое внимание должно уделяться подготовке научных и инженерных кадров.
1.2 Финансирование НИОКР на грантовой основе
Необходимо в рамках закона РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» утвердить законодательную основу , закрепляющую особенности механизма грантов, как формы безвозмездного финансирования НИОКР из бюджетных средств., стимулировать их проведение частным сектором посредством эффективной системы налоговых льгот. Четко определить права собственности на результаты НИОКР, созданные с использованием бюджетных средств. Увеличить период финансирования на более длительный, вплоть до 7 лет.
1.3 Транспарентость научно-технической экспертизы
Для развития научного потенциала страны необходимо усовершенствовать институт независимой экспертизы путем привлечения помимо отечественных ученых, представителей крупного бизнеса, национальных компаний, институтов развития, зарубежных экспертов из развитых стран. Принципы экспертизы должны быть направлены на повышение уровня объективности в выборе перспективных проектов за счет разработки методологии выбора приоритетов с учетом их научного и практического значения. Сегодня отсутствуют четко выраженные индикаторы мониторинга успешности реализации программ. Такими индикаторами должны стать:
Индикаторы качества:
1) количество новых разработок мирового уровня, выражаемых в количестве зарегистрированных международными агентствами патентов;
2) количество научных публикаций в международно-признанных научных журналах.
Индикаторы мониторинга интеграции в международную научную среду:
1) количество зарубежных ученных соответствующего уровня, привлеченных к работе в Казахстане
2) количество совместных научных проектов с иностранными учеными и передовыми зарубежным научными центрами
2.Инновационная инфраструктура
Основными организационными институтами инновационной инфраструктуры НИС Казахстана стали лаборатории открытого типа, технопарки и технологические бизнес-инкубаторы, имеющие материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение, необходимое для содействия всем этапам и процессам инновационного развития. Основной целью инновационной инфраструктуры будет являться поиск и управления высокотехнологичных проектов, поиск промышленных предприятий, заинтересованных в исследованиях, проводимых казахстанскими учеными, институциональное обеспечение коммерциализации технологий (методология, обучение специалистов, создание инфраструктуры, определение политики по коммерциализации технологий), анализ действующей государственной поддержки инноваций и инновационной политики, создание технологической карты и базы данных по технологическому аудиту, маркетинг технологий.
Работа в рамках инфраструктуры будет содействовать формированию связей между казахстанскими учеными и международными рынками технологий, и привлечению национального научного потенциала к выполнению приоритетных НИОКР для местных и иностранных фирм.
Мировой опыт показывает, что самый эффективный способ вывода научно-исследовательских разработок на рынок - это коммерческое сотрудничество между всеми участниками процесса создания и внедрения научных разработок и изобретений. Сейчас у казахстанских НИИ нет опыта трансформации научных разработок в конечный потребительский продукт. Поэтому при каждом крупном технологическом университете необходимо создавать отделы коммерциализации технологий с привлечением иностранных специалистов на первоначальном этапе.
Для развития инновационной инфраструктуры предлагается выполнение следующих мероприятий:
- Создать опытно-экспериментальные предприятия, как необходимое, но отсутствующее звено в цепочке создания добавленной стоимости изобретения
- Создать инжиниринговую компанию по составлению ПСД, ТЭО новых инновационных предприятий, а также сервисного и инженерного обслуживания аналитического и опытно-экспериментального (пилотного) оборудования
- Создать открытую универсальную базу данных, в которой должна быть собрана информация по проектам, касающаяся:
1) потребности промышленных предприятий по отраслям, результаты технологического и научного аудитов
2) источники финансирования, как уже использованные, так и потенциальные
3) патенты и имеющиеся на них лицензии
4) готовые отечественные технологии для поиска инвесторов
5) готовые иностранные технологии
6) технологии в процессе разработки
7) обеспечение доступа к юридической и финансовой информации по контрактам, имеющим отношение к интеллектуальной собственности, финансовому моделированию и т.д.
8) подписка на участие в международных биржах, ассоциациях по трансферту технологий и электронных базах данных.
- Создавать технопарки, технологические бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации только на базе ВУЗов и НИИ
- Проводить ежегодную международную ярмарку-выставку инновационных достижений с участием отечественных и зарубежных инвесторов
- Разработка стратегии коммерциализации технологий – лицензирование, создание совместных предприятий, стратегическое партнёрство и т.д. – для фирм в инкубаторах и технопарках и помощь в организации контактов между казахстанскими предпринимателями/учёными и потенциальными заказчиками внутри и за пределами Казахстана, стратегическими партнёрами, партнёрами по совместному предприятию и с венчурными капиталистами.
Автор Дияс Мырзакожа