By Муштай Батырбекович Батырбеков on 31.08.2013
Category: Статьи и Другое

Судьба человека - судьба страны

Бывают интересные личности, биографии которых тесно связаны с историей становления и развития конкретной отрасли. А еще интересней они становятся от своей неординарности и наполненности испытаниями, радостями и невзгодами. История нашего героя начинается с момента рождения в далеком 1925 году в городе Алма-Ате. Босоногое, сиротливое детство, тревожные годы войны, тяжелое послевоенное время - все то, о чем сегодня он вспоминает нечасто. Муштай Батырбекович Батырбеков - ветеран Великой Отечественной, профессор, педагог, ученый, внесший свой вполне заметный вклад в развитие высшей школы Казахстана.


ПАТРИАРХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Более 50 лет он трудится в одном из ведущих вузов страны - нынешнем КазНТУ им. К. И. Сатпаева. Его трудовая деятельность началась с рядового сотрудника Казахского горно-металлургического института. Свыше двадцати лет был проректором политехнического института по заочному отделению и вечернему обучению, семь лет - начальником управления вузов и членом коллегии Министерства высшего и среднего специального образования Казахской ССР.

На этих должностях он внес ощутимый вклад в развитие высшей школы республики. Многие сегодняшние крупные вузы были организованы при непосредственном участии М. Батырбекова. Например, в 1958 году на несколько месяцев он был направлен в Усть-Каменогорск для организации строительно-дорожного института, занимался созданием материальной базы, первоначальным формированием института, его профессорско-преподавательского состава, организацией приема студентов на первый курс. В 1959 году организовал в городе Рудном филиал Казахского горно-металлургического института на базе Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината. Сегодня это крупный индустриальный институт.

Еще через год Батырбеков занимается всеми оргвопросами по созданию Павлодарского индустриального института, в 1963-м - Лениногорского общетехнического факультета КазПТИ, в 1964-м - Каратауского филиала и в 1976 - 1977 годах - Актауского (Шевченко) и Атырауского (Гурьев) общетехнических факультетов политехнического института. Сегодня на их базе созданы и успешно функционируют крупные региональные университеты.

Многие из них, признав М.Б. Батырбекова крупным организатором высшей школы, присвоили ему почетное звание профессора. Он опубликовал 12 книг, брошюры и 150 научных статей. Среди них особняком стоят три тома фолианта "Высшая школа Казахстана в лицах". В них Муштай Батырбекович показал, насколько богат наш народ талантами, насколько высок научный потенциал страны. Многие считают М.Б. Батырбекова своим учителем и среди них - известные ученые, доктора наук, профессора, руководители крупных предприятий и организаций. За годы его работы проректором КазПТИ заочное отделение института подготовило более 22 тысяч специалистов, будущих командиров производства.

По достоинству оценены заслуги Батырбекова. За фронтовой героизм он награжден орденами "Красная Звезда", "Отечественной войны" второй степени, многими медалями и почетными грамотами.

ЭПИЗОДЫ ИЗ ФРОНТОВОЙ ЖИЗНИ

В мае 1943 года восемнадцатилетний Муштай Батырбеков призывается в ряды Советской Армии и направляется в город Чирчик Узбекской ССР. Его служба началась в 17-м запасном арт-полку, два месяца пришлось учиться в летном училище, эвакуированном из Харькова. Позже в срочном порядке его направили в один из батальонов на пополнение части, где формировались маршевые войсковые части для отправки в действующую армию.

- Когда-то из уст аксакалов я услышал: "Молодые мечтают - старые вспоминают", - говорит Муштай Батырбекович. - Если молодые продумывают свое будущее, то зрелые люди уже переосмысливают опыт прошлого. В самом деле, жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились. И вот я вспоминаю страницы своей жизни, думаю, размышляю - как прожил, что познал в этой жизни и как поделиться хоть малой частью опыта с молодыми, чтобы убедиться: не зря пришел в этот мир...

На долю моего поколения выпало то доброе, что было у прошлой власти, той, которую мы называли Советской. Невзирая на трудности ее становления, мы смогли получить образование - школьное, а позже - высшее, ученые степени и звания, причем бесплатно.

Обращаясь из настоящего к прошлому, я вижу, как сложен и тернист был этот путь. Сколько было подъемов и спусков, вершин и подножий. И при всем этом - достигнутые успехи. Могу уверенно сказать себе: "Не зря пришел и не зря жил"...

Осознав весь пройденный путь, я теперь твердо знаю одну из главных человеческих истин: прежде всего старание, целеустремленность, обязательность и ответственность. Я не делаю открытия, я просто сужу о фактах из моей собственной жизни. Великая Отечественная война в общей сложности отняла у меня несколько лет мирной жизни. В Куйбышеве, Москве, Калинине мы были лицом к лицу с врагом.

Никаких особых, героических подвигов не совершал, в качестве боевого разведчика выполнял свой долг, защищал Отечество. На войне - как на войне - случались разные ситуации, сложности, опасности, но все это было привычным явлением для солдата на передовой. Одно лишь участие в кровопролитной войне уже заслуживает наград, почета и уважения.

В памяти моей всплывают некоторые особые интересные штрихи из боевого лихолетья.

В городе Калинине через несколько дней после нашего прибытия были сформированы три состава поездного эшелона. Нас погрузили и незамедлительно отправили на фронт. Ехали мы более суток. Уже вблизи передовой ночью на подходе к железнодорожному мосту немцы начали бомбить наши эшелоны. Бомбежка продолжалась несколько минут. Нам, молодым солдатам, трудно было разобраться, что вообще происходит.

Помню, машинист паровоза то ускорял ход состава, то замедлял его и резко останавливался. Вагоны со скрежетом лезли друг на друга и опрокидывались со всей боевой техникой и людьми. Это было мое первое боевое крещение, я впервые услышал взрывы и увидел мертвых, вой фашистских "Мессершмиттов" и стоны раненых солдат. Оставшиеся невредимыми не верили в спасение, ощупывали себя. Помню, собрали нас, уцелевших из одного эшелона, всего 21 человека, построили и передали в другую часть, тоже в противотанковый дивизион. С нами был командир дивизиона капитан С. Роде, который вытащил меня из-под обломков горящего вагона. Роде по национальности был немцем, родители и предки - москвичами, он считался талантливым, авторитетным офицером, окончившим Московское артиллерийское училище.

В ту ночь мы вступили в боевую схватку с противником. Кругом разрываются снаряды, раздаются команды, слышны пулеметная стрельба и выстрелы орудий. Нам придали пополнение, и все же не было организованности, и эта схватка с небольшими перерывами продолжалась в течение недели. Мне, почти не знакомому с оружием, пришлось быть автоматчиком и стрелять из противотанкового ружья. В ходе этих боев погибло много солдат. Незабываемое впечатление оставил героизм наших артиллеристов, стрелявших из противотанкового орудия - 76-миллиметровой пушки и подбивших несколько фашистских танков. Когда все стихло, нас стали подсчитывать и уточнять, кто где находился. Оказалось, что на этом участке было много партизан. Мне довелось встретиться даже с

казахстанцами. Кажется, что солдаты 245-го противотанкового дивизиона находились где-то возле города Ковеля, в знаменитых Пинских болотах. В разведке часто приходилось осенью и зимой по колено бродить по этим болотам, пить болотную воду, где было полно трупов людей и животных, а фильтром для питья служили солдатские шинели да пилотки. Наш командир

Роде был храбрым, добрым и веселым: читал стихи и пел песни. С собой он носил несколько общих тетрадей, где записывал свои куплеты. К сожалению, в период летнего наступления 1944 года он погиб. Его тягач "Додж 3/4" взорвался на противотанковой мине. То был нелепый случай - попались в ловушку-приманку: стрелка-указатель вывела на ложный проезд через небольшую речушку. Я лично похоронил его в лесах Белоруссии и написал на фанерной дощечке: "Погиб смертью храбрых в бою за Родину".

Несмотря на то что мы ехали в одной автомашине и я сидел спиной к комбату, меня всего обрызгало кровью и мозгами погибшего командира, выбросило на три метра, я остался невредим, только получил контузию. Еще раз был контужен, когда наша автомашина снова подорвалась на мине, меня отбросило на несколько метров в болото, сидевший рядом солдат погиб - ему снесло голову... Я на время потерял слух и речь, но никаких ран и переломов не было. Под Прагой (предместье Варшавы) был ранен в правую ногу, от госпитализации отказался, лечили меня в нашей медсанчасти.

Помню еще один тяжелый эпизод из фронтовой жизни. В период летнего наступления 1-го Белорусского фронта в 1944 году, которое именовалось операцией "Багратион", на некоторых направлениях немцы, отступая, минировали за собой все проходы и дороги. Очень много людей пострадало и погибло от мин. Ловушки, ложные направления, отравленные колодцы и многое другое - дело рук бандеровцев. И вот в одном бою, ближе к вечеру, наша часть оказалась в густом лесу, просеки были очень узкие, но надо было двигаться. Отступающих немцев бомбили "Илы" - штурмовики, их называли "Черная смерть" или "Летающие танки". Они делали по нескольку заходов, и самое страшное было в том, что наши автомашины - тягачи пушек, груженые "Студебеккеры" и самоходные установки - двигались по трупам немецких солдат. Успокаивал себя: на войне он убивает - и ты убиваешь...

На правом берегу реки Вислы после упорных боев 14 сентября 1944 года и освобождения города Праги наши войска задержались почти на пять месяцев. Переправа с боями началась только в январе 1945 года.

В августе 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание поляков, организованное эмигрировавшим польским правительством в Лондоне. В один из августовских дней, находясь на правом берегу Вислы недалеко от Праги, стал свидетелем следующего: небо над Варшавой обволокли черные тучи из сотен "Летающих крепостей", сбрасывающих грузы восставшим варшавянам. Для наших войск это было неожиданностью. По передовой линии фронта пошли слухи, что немцы бросили крупные авиационные силы для уничтожения советских войск. Но тут же прошла другая информация, успокоившая солдат, что это было подкрепление для восставших поляков. Сбросив все грузы, самолеты - хотя многие из них не достигли цели, были уничтожены немцами в воздухе - на пониженных высотах улетели. В конечном итоге из этой затеи ничего не вышло, Варшаву освободили советские войска.

В декабре 1944 года я был направлен в военное училище, прослужил до 1950 года. И с тех пор по сей день работаю в Казахском Национальном техническом университете имени К.И. Сатпаева, иначе говоря, политехе…

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ПЕДАГОГАХ

Еще одним вкладом в развитие высшей школы Казахстана являются книги Муштая Батырбековича, которые помогают помнить и чтить память тех, кто внес свой вклад в развитие современного Казахстана.

"Высшая школа Казахстана в лицах" - это трехтомник, и он пока единственный в Казахстане, который характеризует истоки, жизнь и деятельность самых известных работников высшей школы и просвещения республики. В книгах в хронологической последовательности со дня создания первых очагов просвещения и всей системы высшего образования отражены факты и события, а также деятельность их организаторов, крупных ученых и педагогов. Как известно, система образования за свою историю пережила не только организационно-структурные трудности, она не раз попадала в струю политико-экономических, социально-национальных "перепадов". Часть национальных представителей просвещения старшего поколения, стоявшая у истоков создания очагов образования, не смогла до конца реализовать свои идеи и замыслы. В разные годы становления

Советской власти, годы войны и репрессий очень сильно была "ослаблена" отрасль образования и науки. Однако благодаря талантливой передовой интеллигенции, ученым-организаторам при поддержке государства, тогда еще Советского, наша республика достигла высочайших успехов и в образовании, и в науке. В годы Советской власти в Казахстане функционировали 56 высших учебных заведений, причем многие из них - технические, аграрные, экономические, технологические - котировались наравне с союзными вузами. И сегодня вновь открытые вузы достойно

продолжают опыт и лучшие традиции своих alma mater. Об этом очень четко и исторически достоверно изложено во всех трех книгах. На содержании сказались многолетний опыт и знания автора книг профессора М.Б.Батырбекова, одного из представителей старшего поколения системы высшей школы, пользующегося большим авторитетом среди ученых-педагогов высших учебных заведений. К началу третьего тысячелетия работники высшей школы Казахстана, читатели получили возможность ознакомиться с богатым содержанием третьей книги. Она богата редкими историческими фактами и событиями. Все это дает возможность узнать о людях, которые отдают все свои силы, знания, талант обучению и воспитанию молодого поколения. Именно в наше время история нуждается в правде, дающей возможность читателю самостоятельно анализировать и осмысливать факты. В книге - обилие научно-информационного материала о

каждом ученом-педагоге и вузе, который достаточно высоко оценивается учеными и педагогами. В некоторых вузах работают преподаватели и ученые, имеющие международное признание. Это говорит о том, что старшее поколение сохранило интеллектуальные связи с молодежью, благодаря чему создается главная ценность Казахстана - высокий интеллектуальный потенциал, который сегодня выступает гарантом построения в Казахстане суверенного правового государства. В широком аспекте представлены очерки и биографии ученых, ведущих отраслевых общественных академий, их структура и научная концепция на ближайшие годы. Эти академии - детища высшей школы, руководители которых признанные организаторы, ученые-педагоги, известные в стране, дальнем и

ближнем зарубежье: Академия наук высшей школы РК, Инженерная академия РК, Международная академия информатизации. Первое 10-летие независимости нашей страны безусловно войдет в историю не только как время реформ, но и как период завершающего этапа организации новых форм управления, внедрения современных способов и методов обучения, способствующих резкому повышению качества подготовки специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. "Высшая школа Казахстана в лицах" - долгожданная мечта сотен ученых-педагогов, получивших

возможность увековечить свои педагогические и научные достижения в энциклопедической форме. Известно, что раньше такая возможность была только у членов Академии наук республики. Автор книг заслуживает высочайшей оценки со стороны правительственных органов и непосредственно Министерства образования и науки РК. Нельзя забывать, что высшая школа - это когорта ученых, интеллектуалов, педагогов, благодаря усилиям которых стабилизируется деятельность всей образовательной системы нашего суверенного государства. Осознавая это, автор книг восполнил "белые пятна" истории высшей школы, что ранее

оставалось достоянием узкого круга читателей. С учетом требований сегодняшнего дня автором была проделана громаднейшая работа организационного, историко-поискового, научного и редакционно-аналитического плана. Положительным подспорьем явились доскональное знание вузов и личный контакт с их руководителями. Благодаря этим книгам появилась возможность узнать о жизни людей, посвятивших себя воспитанию, обучению и профессиональному становлению молодежи. Слова

Президента страны Н.А. Назарбаева о том, что общество, хорошо знающее свое общество, способно идти вперед и развиваться, а народ, помнящий имена своих предков, готов обеспечить достойное будущее своим потомкам, нашли отражение в содержании книг. Это летопись высшей школы, ее истории, хроника жизни и деятельности видных представителей педагогической и научной элиты - передовой интеллигенции республики.

Книги вызвали большой резонанс-интерес среди вузовской общественности, одобрены учеными и педагогами, руководством Министерства образования и науки, рекомендованы в качестве учебного пособия для студентов и учащихся.

Лариса БАЙТОКОВА,
"Страна и мир"