В построении устойчивого постиндустриального общества ключевое значение имеет информатизация.
Как сказано в Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22 июля 2000 года лидерами стран G8, "Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества 21 века."
В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (июль 2000 г.) "О роли информационно-коммуникационных технологий в контексте основанной на знаниях Глобальной Экономики", в Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей в сентябре 2000 г. и других международных документах высокого уровня содержится призыв к установлению международного стратегического партнерства с целью преодоления разрыва в ИКТ и построения основанного на знаниях глобального общества.
Возникновение "общества знаний" представляет собой смену парадигмы будущей деятельности в области развития. Это "общество знаний, где действует принцип обмена знаниями и объединены воедино все социально-культурные и этические аспекты устойчивого развития", где приоритетами являются "информация для всех" и "образование для всех" (Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2002-2007 гг., п.155)
Устойчивое развитие (УР) означает переход на новое интегрированное сетевое управление.
Исторически мы переходим от экономики вертикальных связей к сетевой экономике (networked economy) горизонтальных взаимодействий, к "контрактной" экономике, к корпоративному управлению. Это процесс превращения традиционных организаций в сетевые неавторитарные структуры. "Контрактная (или Согласованная) экономика" - экономическое управление на основе постоянного сотрудничества между представителями государства и бизнеса, обмена взаимными обязательствами, индикативного планирования (Ф.Блок-Ленэ, Франция, 1966). Официальное определение сетевой экономики содержится в докладе Европейской Комиссии Status Report on European Telework: Telework 1997, European Commission Report, 1997. На смену производственным ТНК, контролирующим производство и торговлю, идут глобальные финансово-информационные группы, контролирующие технологии и мировоззрения.
Устойчивое развитие характеризуется несколькими срезами интегрированного, системного, синергетического подхода - междисциплинарная интеграция знаний для принятия решений и образования, межведомственный и межотраслевой подход, межсекторальное сотрудничество между основными социальными группами и институтами (государство, международные организации, гражданский сектор, бизнес и более локальные группы - молодежь, женщины, ученые, педагоги и т.д.).
Устойчивое развитие - это интеграция и выявление общих глобальных, национальных и местных интересов, и, соответственно, мероприятий и программ.
Общепризнанно, что кризис современного человечества по существу - это кризис управления, растущий по мере увеличения сложности человеческого общества как системы, по мере роста информационных потоков, численности населения, организаций и их взаимодействий. И одна из задач построения устойчивого информационного общества - это не столько наращивание информационных потоков, сколько их системное распределение для приоритетных задач. Объем накопленной человеком информации, даже текущей, новостийной в миллионы и миллиарды раз больше возможности человеческого восприятия и усвоения. Информационный перегруз ведет к сбою деятельности человека.
Примером такого информационного перегруза является законодательное информационное поле, в котором наблюдается встречная тенденция кодификации и упрощения законодательства.
Важно не столько знание и накопление баз данных, сколько управление их использования.
Для государственного управления, планирования, правового регулирования, например, нет до сих пор системных банков данных о наилучшем опыте решения проблем в различных отраслях и сферах деятельности.
В настоящее время говорят о революции развития менеджмента или управленческой революции, для которой характерно Целевое управление по конечным результатам, стратегическое управление, индикативное планирование и системный подход к управлению обществом.
Авторитарное, директивное управление становится совершенно недееспособным, неконкурентноспособным в условиях роста сложности принятия решений, роста динамизма современной жизни, в условиях рынка и глобализации.
ИКТ служат консолидирующим и демократизирующим механизмом развития общества.
Сейчас начинают больше говорить о технологиях информационного общества (ТИО), включая в них социальные и политические компоненты. Это, например, "электронное правительство", системы оперативного голосования населения с использованием автоматического определителя голоса, "локальные электронные деньги", фиксирующие вклад человек в решение местных проблем.
Информатизация не есть главным образом максимальное накопление информации и приобщение к ней всех людей, а систематизация и обмен приоритетной информацией для совместной деятельности. Это, в частности, социальная реклама, концентрация внимания наиболее широкой аудитории на общих приоритетах и единых действиях. Это не только логическая информация, но и невербальная (искусство, мифология), мультимедийная.
Это координация разрозненных социальных действий, глобальных программ. Это кодификация, уменьшение сложности и повышение универсальности действия законодательства. Это консолидация международных соглашений
Информатизация сейчас уже рассматривается не бесцельно сама по себе, а с ориентацией на реализацию глобальных приоритетов, то есть на цели устойчивого развития.
Ярким примером взаимообусловленности и симбиоза идей информатизации и УР является разворачиваемое Европейской Комиссией движение под названием "Стратегический Альянс за устойчивое Информационное Общество". В принципах движения говорится, что
- ни одна личность, организация, страна или даже континент, действуя автономно, не могут достигнуть значимой устойчивости,
- переход к глобальной устойчивости требует активных согласованных действий на основе широкого консенсуса.
Другие примеры - Глобальный Диалог, Глобальный Диалог в Сфере Бизнеса, Глобальный Общественный Диалог, организованный европейским Форумом Информационного Общества, Римским Клубом, ЮНЕСКО и Еврокомиссией.
Важнейшими общими проектами международных и национальных программ УР и ИКТ должны быть создание:
- специализированных неполитических международных телеканалов по УР и глобальным проблемам, в том числе на основе спутников, покрывающих территорию всех стран мира, с ретрансляцией на национальных языках;
- общедоступные электронные библиотеки с энциклопедическим охватом тем развития, распространяемые на жестких дисках 160-220гб;
- виртуальные инкубаторы деятельности в сфере развития, включающие Банки идей, проектов, доноров, программ, экспертов, НПО и т.д.
- цифровые мультимедийные библиотеки культуры устойчивого развития для некоммерческого использования (аудио, видео, этнические культуры для УР, экоарт)
- создание на национальном уровне порталов для коренных народов (План действий Всемирного
саммита по информационному обществу, Женева, 12.12.2003г., п.f)
Азиатско-Тихоокеанский Форум по Окружающей Среде и Развитию (APFED), в котором участвует Казахстан, планирует создание:
- Азиатско-тихоокеанского центра знаний по устойчивому развитию
- Азиатско-Тихоокеанский ТВ канал для УР, ресурсная поддержка создания фильмов по УР
- Региональные Договора о Правах доступа к Информации по Окружающей Среде.
- Азиатско-Тихоокеанский многосторонний Диалог заинтересованных сторон по УР
- Совместная Инициатива Соглашения по окружающей среде
- Инициативы Добровольного Соглашения по поддержке чистых технологий
- Азиатско-Тихоокеанская Инициатива по экологически чистым брендам компаний
- Экологические деньги (Eco-Currencies)
Наиболее интегрирующим предметом партнерств являются цели УР, в первую очередь безопасность в его комплексном значении этого слова. Появился институт Коллективной безопасности, примером которого являются создание всемирной антитеррористической коалиции, программа "Партнерство ради мира", СВМДА, Доктрина Доверия Н.Назарбаева.
В декларации Всемирного саммита по информационному обществу( Civil Society Declaration to the World Summit on the Information Society "Shaping Information Societies for Human Needs", Geneva, 8 December 2003) подчеркивается важность усиления направленности масс-медиа на приоритеты устойчивого развития (2.1), улучшения доступа к информации (2.1.5), общественного значения глобальных знаний (The Public Domain of Global Knowledge, 2.3.3), глобального гражданства (Global Citizenship, 2.1.2). Там также отмечается, что существующие международные планы должны быть реформированы для продвижения сотрудничества в сфере телевидения и радио, расширения свободных для некоммерческого использования информационных ресурсов (2.4.7)
Пора запустить в обиход такое важное рабочее понятие, как информационная инфраструктура (или информ. пространство) УР, которая должна включать в себя: информационные сети, сайты и информационные форумы, базы данных, электронные библиотеки, видеотеки и видеолектории, центры ресурсной поддержки НПО или журналистики, системы обмена информации, электронные доски объявлений для деятельности в сфере УР, "электронное правительство", "местные электронные деньги", цифровое радио и цифровое телевидение, Он-лайн агентство по обзору Интернет-ресурсов "Nua Internet Surveys" и т.д.
К институционально-развивающей информационной инфраструктуре УР можно отнести:
- Соглашения между информационными структурами о доступе к информации, единых стандартах, общих программах (например, разработка типового соглашения о между национальными. порталами в СНГ, Монголии, Польши, Хорватии, Румынии с Фондом Портала Развития; соглашения об обмене ТВ-программами по УР);
- Консультативные общественные органы глобального управления (общественные советы при ООН, всемирный форум коренных народов, всемирный лесной форум), Международный экспертный совет ООН по информационно-коммуникационным технологиям
- Консолидирующие институты и интеграция глобальных планов действий, решений наиболее представительных всемирных саммитов: Монтерея, Йоханнесбург (УР), Дохи (2001г., переориентация ВТО на цели устойчивого развития), Всемирного Экономического Форума, встреч G8.
- Диалог высокого уровня по вопросу об "укреплении международного сотрудничества в целях развития на основе партнерства", проводимый каждые два года на Генеральной Ассамблее ООН.
- Global ePolicy Resource Network (ePol-NET)
Глобальная информационная инфраструктура УР сейчас достраивается, замыкая собой наиболее регулятивные потоки мирового информационного пространства.
18-22 марта 2002 года в Мексике состоялась Международная конференция по финансированию развития, принявшая программу под названием "Монтеррейский консенсус". Впервые поставлена задача координации и интеграции деятельности ООН, МВФ, Всемирного банка и ВТО, их планов и программ.
Поставлена задача создание глобального совета по глобальному управлению, подготовки Глобального соглашения об обязательствах и вкладе стран в мировое развитие, создания глобального альянса в поддержку развития. Монтерейский процесс направлен на формирование новых партнерских отношений между развитыми и развивающимися странами, снижение дискриминации в мировой торговле, увеличение доступа развивающихся и транзитных стран к процессу принятия глобальных решений, в т.ч. в МВФ, ВТО, Всемирном банке. На более эффективное использование официальной помощи развитию (ОПР) для достижения целевых показателей в области развития. Укрепление роли ООН для координации политики мировых учреждений и стран и оперативного согласования программ. Предусмотрено проведение глобальной информационной межсекторальной кампании по согласованным на международном уровне целям в области развития.
К глобальной информационной инфраструктуре УР можно отнести:
Global Development Gateway, Сеть глобального развития (GDN), Образовательная сеть глобального развития (GDLN), Global Internet Policy Initiative, Глобальное Партнерство во имя Знания, Global e-Sustainability Initiative (GeSI) ВСУР, Digital Opportunity Channel, Сообщество мультимедийных центров Community Multimedia Centres (CMCs), ЮНЕСКО; Planet Central Television Network; Международный Совет кино, телевидения и аудиовизуальной коммуникации; Resource Center for Cyberculture Studies.
Специализированные для УР структуры - Green TV; Видео-ресурсный центр при ассоциация Environmental Broadcast Circle; "TVE Distribution and Training Centre" (Нидерланды), Всемирная федерация экологической журналистики.
Специализированные для тематики УР глобальные сети - Глобальная Сеть НПО по борьбе с опустыниванием RIOD, Сеть Священной Земли (СЕН), Сеть по проблемам климата Climate Action Network (CAN), международная сеть устойчивого развития городов и т.д.
По решению WSIS, странами "Большой Восьмерки" для организации глобального информационного партнерства учреждается специальная "Группа по возможностям информационной технологии", активизируется программа Всемирного банка "InfoDev", направленная на объединение усилий в этом направлении различных международных организаций.
Еще одна малоосознанная функция информатизация - растущее влияние на формировании поведения и нравственности. В докладе Ген.Секретаря ООН для ВСУР "Просвещение и информирование населения в интересах устойчивого развития" 30 апреля 2001 г. отмечаются особенности нового взгляда на "образование в интересах устойчивого развития": "С момента проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992г.) все в большей степени признается, что в учебной программе, ориентированной на устойчивость, формирование добропорядочного гражданства будет среди основных задач." В этой связи следует создать альтернативные информационные каналы духовно-развивающей массовой культуры, открытые для пользования видео- и аудиоресурсы, развивать институт социальной рекламы, разрабатывать социально-позитивные, креативно- познавательные компьютерные игры.
Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦ ЦА) был образован в соответствии с решением Четвертой Общеевропейской конференции (1998 г.) в Орхусе, Дания, по инициативе Центральноазиатских государств. Он является одним из аналогичных центров, созданных в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза (Венгрия, Россия, Закавказье, Украина и Молдова).
В 1999 г. правительства стран Центральной Азии (ЦА) решили открыть штаб-квартиру РЭЦ ЦА в г. Алматы (Республика Казахстан) и создать его филиалы в каждой республике Центральноазиатского региона.
Одной из важных функций РЭЦ является сбор и распространение информации о деятельности в сфере УР, для этой задачи действует специальная информационная программа.
Статус РЭЦ ЦА как региональной межсекторальной организации, в которой сбалансировано участие правительств стран ЦА, международных организаций, НПО и бизнеса позволяет наилучшим образом осуществлять полномочия по сбору и распространению в ЦА необходимой для проекта информации. Председателем Общественного Консультативного Совета РЭЦ ЦА является известный деятель культуры, председатель Союза журналистов Кыргызстана писатель Чингиз Айтматов.
В библиотеке РЭЦ ЦА создан архив научно-популярных и учебных фильмов по тематике ООС/УР, собрана цифровая фонотека музыки для озвучивания фильмов, презентаций, а также фонотека звуков природы.
Заключены соглашения об обмене и распространении на некоммерческих началах информации с различными организациями, библиотеками и НПО.
РЭЦ ЦА располагает оборудованными помещениями, учебными классами, а также современной технической базой для начальной реализации проекта.
Приобретено современное оборудование для съемки, видеомонтажа, звукорежиссуры и демонстрации аудио/видеоматериалов. Построен телепавильон для съемок, создан видеоархив экологических материалов, часть из которого оцифрована. В феврале-марте 2004г. организовано обучение сотрудников РЭЦ работе с мультимедийными технологиями и монтажу документальных фильмов.
С 2005г. готовится выпуск программы телепередач по устойчивому развитию.
РЭЦ ЦА активно сотрудничает со СМИ, поддерживает проведение региональных конкурсов экологической журналистики.
РЭЦ создан целый ряд электронных баз данных.
В Информационную Базу о НПО региона включены реально действующие организации или инициативные группы, что позволяет найти партнеров для выполнения различных проектов. База содержит информацию о 595 НПО региона.
Созданы информационные базы средств массовой информации (СМИ) и экспертов, работающих в Центральной Азии в области экологии. Всего в базе СМИ содержится информация о 430 СМИ всех пяти стран субрегиона, в базе экспертов содержится контактные данные и основные направления деятельности 223 специалистов.
Наиболее удобным способом предоставления экологической и пространственной информации являются Географические информационные системы (ГИС). РЭЦ начата разработка ГИС для Центральноазиатского региона в целом и каждой из стран в отдельности.
База разрабатывается для повышения эффективности управления экосистемами и территориями на основе анализа многоаспектной информации.
ГИС создана в упрощенном формате "AWhere-ACT", предоставленной Университетом Калифорнии, г. Девис, для свободного распространения ее в регионе. РЭЦ предоставляет пользователям не только базу данных, но и данный софт. Данная информация легко совмещается с форматами наиболее распространенных в странах региона программных продуктов
В базу данных по каждой стране включена информацию о НПО, экспертах и проектах уже реализованных или реализуемых в странах.
Структура ГИС по каждой из стран отличается в зависимости от наличия информации и ее доступности. Например, ГИС Казахстана содержит в себе следующие пространственные слои с атрибутивной информацией:
Инфраструктура. Гидрография. Сельское хозяйство. Природные ресурсы (слои природных зон и кормовых угодий Казахстана). Демография (информация о численности населения, продолжительности жизни и т.д. в динамике с 1994 по 2003 год включительно).
Остальные крупные разделы, такие как экология и климат, в настоящее время заполняются информацией и будут представлены в дальнейшем.
Базы данных для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан имеют аналогичное информационное наполнение. Базы данных для Туркменистана и Республики Узбекистан имеют более расширенное информационное наполнение, к стандартному набору добавлен раздел климата. Созданные базы данных позволят в дальнейшем расширять их информационное наполнение и добавлять необходимые пространственные слои для анализа ситуации.
В дальнейшем планируется создание на веб-сайте РЭЦ ЦА раздела "GEO Data Base", в котором будут размещены все созданные нами слои, и пользователи сайта РЭЦ (www.carec.kz) получат свободный доступ к необходимой им ГИС-информации.
В рамках информационного обеспечения заинтересованных сторон РЭЦ ЦА реализует работу по предоставлению интернет-услуг. В настоящее время РЭЦ ЦА создал и поддерживает работу следующих веб-сайтов:
Основной сайт www.carec.kz предназначен для распространения информации о деятельности РЭЦЦА в текущем режиме - т.е. обновление информации проводится ежедневно. Общий объем сайта и информации на нем более 600 мб.
Тематические сайты:
Сайт "Город будущего " (http://www.leap.carec.kz/) - создан в поддержку местных планов действий по охране окружающей среды (МПДООС) в рамках проекта "Усиление местного экологического управления в странах ВЕКЦА". Данный ресурс посвящен одной из наиболее важных задач, с которой столкнулись местные власти - планирование мер по охране окружающей среды. "Город будущего" - это информация о семинарах по местному самоуправлению, база данных экспертов по МПДООС, список пилотных территорий, руководство МПДООС, отчеты по проведенным мероприятиям, а также новости и информация о текущей деятельности и анонсы.
Сайт "Более чистое производство " (http://www.cpnis.carec.kz) - Сайт отражает ход и итоги реализации одного из проектов РЭЦЦА "Более чистое производство в выбранных странах СНГ - Молдова, Грузия и Казахстан".
Сайт "Водное партнерство" (http://www.carec.kz/water/) - Эта страница разработана Специальной рабочей группой по реализации Программы действий по охране окружающей среды для стран Центральной и Восточной Европы (СРГ ПДООС) совместно с Региональными экологическими центрами Новых Независимых Государств (ННГ). Основная цель этой страницы - предоставить возможность всем заинтересованным сторонам ознакомиться с проводимой работой в области реформ городского водоснабжения и канализации в ННГ, начавшихся в рамках консультативной встрече министров охраны окружающей среды, финансов и экономики ННГ, которая прошла в Алматы в октябре 2000 года. На этой встрече министры приняли "Руководящие принципы по реформирования системы городского водоснабжения и канализации в ННГ" и другие документы.
РЭЦ ЦА также осуществляет техническую поддержку "Экопорталу Центральной Азии" Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию Центральной Азии МКУР (http://eco-portal.kz/index.php). Портал позволяет пользователям находить нужную информацию о межгосударственном сотрудничестве, размещать свои материалы или участвовать в дискуссиях по актуальным вопросам в области экологии.
Казахстанское отделение НИЦ МКУР при содействии РЭЦ ЦА разместило на сайте РЭЦ
"Информационнй обзор по межгосударственному сотрудничеству в Центрально-Азиатском регионе",
"Обзор международных договоров и соглашений стран Центральной Азии", каталог экотехнологий.
РЭЦ поддерживает проводимую в Казахстане работу по ратифицированной Казахстаном инициированной Евросоюзом Орхусской конвенции (ОК) "о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" подписана Казахстаном. Членами ОК являются все страны ЦА, кроме Туркменистана. В мае 2005 г. в Алматы состоится Вторая Конференция Сторон ОК (СОР-2).
Казахстан, как страна-хозяйка будущей СОР-2 в Алматы, должна обязательно принимать активное участие в процессе выработки политических и финансовых решений по Орхусской конвенции через участие во встречах Бюро конвенции, тематических рабочих групп.
Необходимо поднять вопрос о взаимодействий выполняемых в рамках ОК мероприятий с информационными программами, в том числе с инициативами создания "электронного правительства" в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане. В частности, попытаться привлечь средства на финансирование развитие информационной инфраструктуры УР, общественных советов.
На 5 паневропейской конференции министров "Окружающая среда для Европы" (Киев, 2003) по иниициативе стран Центральной Азии был одобрен документ "Приглашение к партнерству по реализации Центрально-Азиатской Инициативы по устойчивому развитию".
В нем были конкретизированы обязательства стран по Целям Тысячелетия, в том числе:
"3.5. Свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсах, включая водные, их управлении и использовании.
3.6. Вдвое увеличить доступ общественности и правительственных структур к интернету, а также объем экологических передач и публикаций в СМИ
3.7. Образование: увеличить вдвое число курсов и программ по экологическому образованию."
Документ поддержал предложенную ранее странами ЦА инициативу разработки и подписания Регионального Соглашения о партнерстве стран ЦА по достижению целей устойчивого развития. В ходе конференции представителями правительств, Международного фонда спасения Арала (МФСА), Межгосударственной комиссии по устойчивого развитию (МКУР), межгосударственный координационный водный комитет (МКВК), донорами, НПО и бизнеса был подписан "Меморандум о взаимопонимании и партнерстве по достижению целей устойчивого развития в ЦА".
Данное рамочное Соглашение может иметь протоколы по конкретным вопросам, в том числе по общим информационным ресурсам, обмене телевизионными и образовательными программами, информационным стандартам, по совместной оцифровке теле- и радио-архивов и т.д.
СОКРАЩЕНИЯ
ВСУР - всемирный саммит по устойчивому развитию
ГИС.- Географические информационные системы
ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии
ОК - Орхусская конвенция
РЭЦ ЦА - Региональный экологический центр ЦА
СМИ - средства массовой информации
ЦА - Центральная Азия
УР - устойчивое развитие