Общественно-политическая газетаВРЕМЯ
13 декабря 2012 | Миллион за независимость
“Бренд независимости страны стоит миллион, и ни долларом меньше!” - заявляет алматинский художник Нурлан БАЖИРОВ (на снимке). По такой цене он выставляет картину “Кочевник” на своей персональной выставке, посвященной Дню независимости Республики Казахстан.
Что ж, с учетом того, что ныне Казахстан пытается решить задачу создания национального бренда, такое заявление не стоит воспринимать просто как эпатаж. На бренде страны экономить не принято. Начиная с 2000 года государство не жалеет средств на международный промоушн своего имиджа. Но что-то пока не срабатывает. Всем памятен прецедент в 2005-м с провалом в прокате российско-американо-казахстанского кинопроекта “Кочевники”. Фильм снимался 2,5 года и обошелся государству в 35 миллионов долларов, однако мировой блокбастер не получился.
Не назовешь творческой удачей и архитектурно-скульптурный Монумент независимости, что на площади Республики в Алматы, призванный в свое время стать символом твердой государственной власти на казахстанской земле. “Золотого человека”, который почему-то как вкопанный возвышается над крылатым барсом, местные малыши простодушно окрестили “кузнечиком”. Разумеется, такая ассоциация не идет на пользу бренду Kazakhstan.
Один из ведущих имиджмейкеров страны Роман ВАСИЛЕНКО говорит: “Я всегда считал, что пиар страны - это лишь приложение к действительности. Никакой пиар не позволит улучшить образ страны, если он не подкреплен реалиями, если мы не поймем, что это дело каждого - от таксиста в аэропорту до пограничника, от продавца в магазине до руководителя крупного бизнеса. Ведь можно тратить огромные деньги и не добиваться успехов”.
Как это ни банально, но имя невозможно купить, его можно только заработать, как заработали имя для Казахстана наши олимпийцы. В первые дни Лондонской Олимпиады мировая пресса пестрела сообщениями о Казахстане, у которого уже две золотые медали, в то время как у других стран ни одной!
Громко, как и спортивные звезды, заявил о себе казахстанский художник-график Нурлан Бажиров: “Моя взятая высота - это показать, как нужно рисовать казахских батыров. Кто-то же должен изображать их с хорошей, неизбитой стороны. У нас как обычно батыров рисуют? Банально - в профиль, в фас - так, как рисуют своих конных богатырей русские художники. Я же могу рисовать коней с любой точки зрения, даже с уха. Все работы у меня хорошие, ни одна композиция не повторяется, все разные. Этим не похож на других. Сам удивляюсь, откуда у меня берутся новые композиции? Наверное, потому что я кочевник, казах, лошадей душой чувствую… Как художник я решил показать молча, без рекламы, без ничего, как надо рисовать. Чтобы не стыдно было показать другим народам”.
У Нурлана батыры - живые, беспокойные люди. Стремительный порыв, бешеные скачки, яростная схватка, накал страстей в поединке - вот что привлекает художника.
Но на этом новаторство художника не исчерпывается, он проникает еще глубже. Попутно с новой трактовкой казахских батыров он по-новому взглянул и на неотъемлемый атрибут кочевника - лошадей. Его кони, как и другие животные - собаки, гепарды, волки, - поразительно одухотворенные создания.
Первая персональная выставка мэтра современной графики в Государственном музее искусств им. А. Кастеева посвящается Дню независимости Казахстана не случайно. Свобода и независимость казахского народа - лейтмотив творчества художника-новатора, а картиной “Кочевник” он создал настоящий национальный бренд, в котором нашла зримое воплощение уникальность Казахстана - страны прогресса.
Дина ДУСПУЛОВА, искусствовед
Выставка состоится под эгидой акимата города Алматы с 14 по 28 декабря в Музее искусств имени А. Кастеева.