Томпиев Марал Казкенович

Степная демократия

  • Font size: Larger Smaller
  • Hits: 8609
  • 0 Comments
  • Subscribe to this entry
  • Print

Казахские батыры, как профессиональные воины, стоят в одном ряду с западноевропейскими рыцарями, польскими шляхтичами, турецкими янычарами, тюркскими гулямами, египетскими мамлюками, японскими самураями и т.п. Однако в целом феномен батырства - исключительно оригинальное казахское явление, и оно гораздо шире рамок профессиональных воинских каст.

 

Казахским батырам, как новой военной элите, принадлежит выдающаяся роль в мобилизации народного ополчения и организации сопротивления внешней агрессии. Им посвящено огромное количество героических эпосов, легенд и преданий. Например, из 100-томного издания народного устного творчества «Бабалар сөзі» 36 томов - легендарный и исторический богатырский эпос. Если к этому прибавить авторские песни жырау, то можно сказать, что примерно 40% устного творчества казахов посвящено батырам. Кроме батыров в казахском обществе была и своя военная каста, состоявшая из немногочисленных дружин нукеров при ханах и султанах. Абылай султан после джунгарского плена создает вместо казахских нукеров гвардию из пленных калмыков и джунгар, которая получила название туленгутов. Каждый хан мог иметь в своем распоряжении от нескольких сотен до нескольких тысяч туленгутов. Позже они вошли в родоплеменную структуру казахов как военное сословие.
В отличие от наследственных, имущественных, национальных, религиозных или иных критериев закрытых воинских каст батырство было открытой, по-настоящему демократичной народной структурой, учитывающей реальные заслуги претендентов. Казахским батыром имел право стать любой джигит, любого рода-племени, любого возраста, который совершил геройский поступок. Это могла быть победа над противником в поединке жекпе-жек или неоднократные смелые действия в первых рядах во время боя с врагами, захват множества пленных, удачный угон скота у противника или другие воинские подвиги. Батырами могли стать также султаны и ханы, но только за конкретные действия. Не каждый чингизид становился батыром. Но если становился, то это давало ему дополнительный авторитет и возможности в борьбе за ханскую власть. Титул батыра (бахадура) имели казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Каип, Абулхаир, Нуралы, Абылай, Кенесары и некоторые другие.
Титул батыра нельзя было купить за деньги или получить с помощью родственных связей, передать по наследству, как у рыцарей, самураев и янычар. Он умирал вместе с батыром. Только личная храбрость и геройские поступки, признанные народом, давали право называться батыром. В степи все открыто, как на ладони, и степная демократия действовала безотказно. Появилось несколько типов батыров: молодые юноши могли стать бала батырами, отчаянные и смелые победители поединков становились жеке батырами (например, каракесек Дербисали, шапрашты Наурызбай, тобыкты Мамай). Наиболее опытные и талантливые батыры становились военачальниками и организаторами народного ополчения. Их называли бас батырами. В XVIII веке такими батырами были в Улы жузе - шанышкалы Бердикожа, албан Раимбек, в Орта жузе - канжигалы Богенбай, каракерей Кабанбай, шакшак Жанибек, абаккерей Жанибек, басентиин Малайсары, уак Баян, каракесеки Ес, Жарылгап и Жидебай, в Киши жузе - шекти Тайлак, тама Есет, табын Богенбай, алим Жанкожа, берш Койгелды.
В степном обществе батыры имели высокий статус и привилегии. А вместе с биями бас батыры составляли казахскую родовую аристократию. Обычно аул батыра кочевал отдельно на лучших пастбищах рода и был базой для сбора и тренировок по военному делу. Даже в мирное время соплеменники батыра были обязаны содержать его самого и его соратников. Поэтому блеск батырства, как ночная свеча мотыльков, привлекал казахских джигитов. И тот, кто не погибал, а умел увлечь за собой людей и успешно руководил ими в бою, становился богатым человеком, уважаемым старшиной рода, вершителем судеб родственников. При этом степная демократия позволяла проявить себя и продвигаться по служебной лестнице от бала батыра до бас батыра действительно достойным представителям народа. Фильтр батырства не пропускал в элиту слабаков, трусов, подлецов, предателей.
А фильтр степной демократии допускал к ханству султанов-торе не только по принципу принадлежности к чингизидам, но и по выбору народа, за личные достоинства. Хотя при этом существовали и вполне заслуженные династии батыров. Например, у знаменитого батыра Киши жуза табына Богенбая сын был не менее знаменитым батыром Тленши Богенбайулы, а внук - Жоламан Тленши возглавлял народно-освободительное движение казахов Киши жуза в 1820 годы. Его тезка и современник из Орта жуза канжигалы Богенбай, наоборот, был потомком нескольких поколений батыров. Его отец - Акша батыр был соратником Тауке хана, а дед - Альдеун батыр - соратником Есим хана. Родоначальником династии батыров был каракесек Керней батыр. Его внуки Ес и Балта, правнук Жарылгап и праправнук Баубек тоже были батырами.
Конечно, принадлежность к батырам давала не только дивиденды. Батыры несли свой груз социальной ответственности и при этом жили «за шею привязанными к смерти». Их главной обязанностью было защитить свой аул или род от неожиданного нападения врагов: любой ценой (обычно ценой жизни) задержать врага, пока аул не откочует в горы или безводную степь, где окажется труднодоступен для врагов. Кроме того, батыры должны были владеть всеми видами холодного оружия, по первому зову являться со своим отрядом к хану, участвовать в смертельных поединках жекпе-жек, в бою быть в первых рядах, не нарушать очередности при разделе добычи, учить молодых воинов владеть оружием, выполнять поручения ханов и султанов и т.п.
У батыров были свои правила военной тактики, секреты единоборств, свой кодекс чести. Эти положения, конечно, не были зафиксированы письменно и не столь известны, как «Бусидо» самураев или подвиги короля Артура. Они передавались устно из поколения в поколение и рассыпаны в казахском устном богатырском эпосе. Их сбор и анализ требуют отдельного исследования. Кроме профессионального владения холодным оружием батырам требовались физическая сила, стойкость духа, знание тактических приемов нападения и отступления, умение ориентироваться в открытой степи. Говоря кратко, батыр должен был обладать сердцем льва, гибкостью барса, ненасытностью волка, хитростью лисы, натиском дикого кабана, драчливостью петуха, чуткостью журавля, преданностью пса и высотой полета беркута.

Last modified on
0

Томпиев Марал Казкенович родился 11 января 1963 года. Казах. Женат, имеет 2 детей. Окончил с отличием школу. В 1985 г. окончил с отличием Алматинский Архитектурно-строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Квалификация – инженер-строитель. В 1985-1987 гг. служил в Вооруженных Силах СССР, имеет звание старшего лейтенанта.

 

Томпиев М.К. в 1994 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук (Ph.D).

 

Томпиев М.К. начал свою трудовую деятельность инженером, мастером, прорабом в различных советских, государственных строительных организациях города Алматы. Частным бизнесом стал заниматься с 1988 г., одним из первых в Казахстане открыл частный производственный кооператив по производству железобетонных конструкций.

 

В 1991 г. открыл частный Коммерческий центр «Казкомсервис» при Международном концерне «Возрождение». Созданная им фирма «Казкомсервис» до настоящего времени успешно работает на рынке строительных материалов.

 

Прошел стажировку по Стратегическому управлению и Менеджменту в Южной Корее, учился в Оксфордовском университете в Англии и Лиммерикском университете в Ирландии.

 

С 1995 г. по настоящее время является директором частного Бизнес-Инкубатора «Универсальный комплекс малых предприятий «Медина», где создано более ста рабочих мест и успешно функционирует 30 предприятий в сфере производства, автосервиса, торговли и услуг.

 

С 2002 г. был избран Вице-президентом Алматинской Ассоциации предпринимателей, с 2012 года является Президентом Казахстанской Ассоциации промышленности строительных материалов, где по настоящее время занимается активной общественной деятельностью по развитию предпринимательства как в городе Алматы, так и в Республике.  Специалист в области теории управления рисками, устойчивого развития промышленности, также легализации теневой экономики в странах СНГ.

 

В результате его докладов на 8-ом, 10-ом Форумах предпринимателей Казахстана в ноябре 1999 г. и в октябре 2002 года, с участием Президента и Премьер-министра Казахстана, членов правительства были приняты законы «Об амнистии граждан РК в связи с легализацией их денежных средств», «Об амнистии в связи с легализацией имущества». По результатам его доклада на Конгрессе торговых предприятий Казахстана с участием Премьер-министра и членов Правительства были выявлены несоответствия положений Налогового кодекса с законом «О рекламе», которые были внесены соответствующими изменениями в Налоговый Кодекс (12 декабря 2009 г.)  которые сопутсвовали улучшению бизнес-климата в Республике.

 

На Форуме предпринимателей РК в мае 2012 года им соавторстве были даны предложения по увеличению сферы деятельности специальных налоговых режимов по оборотам, в том числе на основе патента, где оборот был увеличен до 300 МРП за налоговый период.

 

В 2004 г. в соавторстве была выпущена книга «Административные барьеры и полулегальная экономика в Казахстане». 28 июня 2002 года Член корреспондент Национальной, 1 декабря 2006 года Член Корреспондент, а с 21 ноября 2011 года академик Международной Инженерной Академии по специальности экономика и управление. С 8 ноября 2012 года был избран академиком Международной Академии Информатизации. Он является официальным экспертом Агенства по регулированию естественных монополий, Таможенного и Налогового Комитетов по городу Алматы на протяжении многих лет, где им был дан ряд практических рекомендаций по улучшению бизнес среды в мегаполисе.

 

Занимается меценатством. 20 мая 2012 года в ауле Нура Алматинской области им был проведен  этнофестиваль национальных казахских конно-спортивных игр «Көкпар», «Қыз қуу», «Теңге алу» а также национальной борьбы на лошадях «Аударыспақ».  В 2007 году в соавторстве выпустил историческую книгу «Қаракесек-Көкбөрі Керней». В данное время работает над книгой «10 великих сражений великой степи», охватывающая вековую войну казахов с джунгарами. Занимается благотворительной деятельностью. В Алматинском областном Детском доме №1, материально помогает ученикам 10-го класса, воспитатель Каблакатова Гульмира Жылкибаевна.

 

28.09.2008 году награжден Почетной грамотой Министерства туризма и спорта, 23.11.2010 году награжден Почетной грамотой Акима города Алматы №152, 7 декабря 2010 года награжден медалью «Ерен еңбегі үшін»-«за трудовую доблесть» №597, а в декабре 2011 года юбилейной медалью «Қазақстан тәуелсіздігіне 20 жыл» за подписью Президента РК Назарбаева Н.А., а также медалью НЭП Атамекен «Honor of Business» и другие награды.

 

Томпиев М.К. является автором более 200 публикаций, статей и выступлений в СМИ. Также ряда запатентованных различных научных разработок и методик, в том числе «Методология составления Экономических карт зон мегаполиса для суммарного налогообложения субъектов малого бизнеса», «Методология легализации скрытой занятости торговых рынках РК»,  и «Легализации теневых активов и имущества предпринимателей».

Comments

  • No comments made yet. Be the first to submit a comment

Leave your comment

Guest Понедельник, 25 Октябрь 2021