Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич

Доктор юридических наук, профессор;

Академик Казахстанской национальной академии естественных наук (КазНАЕН), избран 2009 году;

Академик Международной Академии информатизации (МАИН), избран 2015 году.

Что важнее Казахстану: реформы государства или решение общественных проблем?

  • Font size: Larger Smaller
  • Hits: 457
  • 0 Comments
  • Subscribe to this entry
  • Print

С обретения независимости, Казахстан проводил реформы во всех сферах и ставил во главу угла создание имиджа стабильного государства, игнорируя растущие общественные проблемы. В итоге все представления о «стабильности» были подорваны январскими событиями, когда самые массовые протесты в стране обернулись кровопролитием.

После протестов, произошедших в январе, Президент Казахстана Токаев К-Ж.К., объявил, что будем строить «новый Казахстан» и заявил, что страну ждут масштабные реформы. Конечно, многие реформы – нужные начинания. Однако опыт Казахстана показывает, что постоянные реформы без разрешения общественных проблем, приводит к печальным последствиям. И попробуйте ответить себе, от реформ Казахстану больше пользы или вреда?

Тем не менее, сегодня слово «реформа» у всех на устах. Власть в Казахстане пытается преобразовать различные стороны общественного бытия – экономические, социальные, политические, культурные, религиозные. Реформа толкуется как процесс безотлагательный и позитивный. Сегодня никто уже не представляет жизни без очередных реформ. Нет ни одной политической партии в стране, которая не предлагала бы целый арсенал различных новаций.

Мы более 30 лет находимся в режиме постоянных реформ, не считая периода перестройки. Все время что-то улучшаем, совершенствуем, модернизируем. Но в итоге после каждой реформы – нужна новая реформа, чтобы привести предыдущую в порядок. И за годы реформ наша страна накопила множество общественных проблем, требующих незамедлительного решения, но, а мы опять за очередные реформы. Однако, как показывает отечественная практика, реформы не решают общественные проблемы, а наоборот ещё больше их порождают.

Согласно результатам нашего научно-прикладного исследования и опыта деятельности Общественного объединения «Центр устойчивого развития Ochaq» в Алматинской области, не разрешив общественные проблемы, мы не сможем поддержать реформы. Разрешая общественные проблемы, можно проводить реформы, но ни в коем случае наоборот, ибо реформы сами по себе не эффективны без поддержки населения, с решением конкретных общественных проблем. Эту простую истину, пора понять и руководствоваться тем, что объявив о реформе, надо обозначить общественные проблемы, которые будут решаться. Разрешая общественные проблемы, мы поэтапно проводим реформы, просто реформировать не получится, об этом свидетельствуют последний 30-летний опыт Казахстана.

Таким образом, ни одна реформа страны не может иметь успеха, если население страны не активно и мало принимает участие в принятии решений. Активность населения только там, где есть созданные государством условия и основы (правовая, социальная, экономическая) для самоуправления. Отсутствие активности со стороны народа, приводит к определённым последствиям и негативно сказывается, на результаты реформ.

При этом следует отметить, что двигателем реформирования системы самоуправления не может служить исполнительная власть, которая будет заинтересована в делегировании наиболее трудоёмких и затратных компетенций на нижние уровни, максимально удерживая при себе властные рычаги, полномочия и ресурсы.

Результаты нашего исследования на местах по проблемам местного самоуправления также показывают, что в нынешних условиях развитию местного самоуправления в Казахстане в первую очередь препятствуют акимы и акиматы на местах, не желающих перемен. Где до сих пор отражаются структуры и процессы советской системы и самое главное, в нём, по-прежнему преобладают бюрократические институты, с высокой степенью формализма. Развитию местного самоуправления препятствуют также гражданская и правовая незрелость населения, а также низкий уровень доверия к местным властям.

Опыт зарубежных стран демонстрирует, что государство не может самостоятельно строить структуру самоуправления. Эта структура должна быть построена снизу и по инициативе местных сообществ и самих жителей. Именно поэтому, нами в качестве пилотного проекта было создано Общественное объединение «Центр устойчивого развития Ochaq». Под указанное объединение специально было построено здание в ауле Муканшы, Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Жетысуской области.

По результатам формирования и деятельности Общественного объединения «Центр устойчивого развития Ochaq» в Жарлыозекском сельском округе Коксуского района Алматинской области, мы пришли к выводу, что акимы и акиматы, без указания сверху, никогда не будут содействовать формированию самоуправления среди населения, и под разными предлогами к сожалению больше всего препятствуют к организации самоуправления населения.

В этой связи, мы полагаем, что основной задачей по проблемам самоуправления у государства является создание правовой базы и организационных условий, благоприятной социально-политической атмосферы, установление в обществе первой ступени самоуправления, для развития широкого и повседневного местного самоуправления.

Долго не пришлось ждать, от 18 августа 2021 года Президент Республики Казахстан Токаев К-Ж.К издал Указ за № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года» (далее – Концепция).

Вместе с тем, вся Концепция ориентирована на западные страны, но где западные страны, а где Казахстан. Ведь в вопросах местного самоуправления, все зависит от менталитета народа и здесь по сравнению с западными странами у Казахстана совершенно другая культура, быт, обычаи, традиции и т.д. Ни в одном из них мы не схожи, наша разница, как небо и земля. Тогда как самоуправление населения, любого государства, полностью зависит и основывается от её национальной культуры, быта, обычаев и традиций.

Но, несмотря на это, в Концепции широко представлен опыт только западных стран: Польши, Франции, Германии, Финляндии, Канады и Австралий и исходя из этого, предлагается применить ряд инструментов западных стран для развития местного самоуправления Казахстана. Но, насколько они приемлемы в нашей стране, такие заимствования, как правило, являются имитацией, в мире она давно известна и называют её «культ карго».

Политолог Екатерина Шульман вводит понятие «обратный карго-культ» – оно употребляется в отношении общественных институтов, структура которых скопирована у других стран, но которые устроены как поверхностная имитация и работают значительно хуже оригинала. При этом ответственными за их работу чиновниками часто совершается логическая подмена понятий – принципы работы передовых общественных институтов объявляются ложными, потому что плохо работает их имитация[1]..

Действительно, Казахстан все эти постсоветские годы догоняя Запад, тем и занимается, что копирует какие-то структуры общественных институтов зарубежных стран, а на этот раз пытается внедрить формирование и деятельность местного самоуправления Запада. Хотя модель «догоняющей» модернизации уже давно обнаружила свою ограниченность. И сегодня попытка имитировать, тем более имитировать предшествующие фазы развития Запада, не способна вывести страну на путь адекватного развития.

Кроме того, крайне непродуктивно и опасно проводить реформу местного самоуправления путём простой пересадки чужих нововведений в свою культуру. От этого мы потеряем свою традиционную культуру без обретения новой, а потерять свою историю местного самоуправления, которой насчитывается много столетий, мы никак не можем.

Как до колонизации Россией, так и после, казахские органы местного самоуправления были настолько влиятельными, что с их руководителями – аға-султанами – были вынуждены считаться даже царские чиновники. Выборы в самоуправление были чрезвычайно важными, победа в них считалась настолько принципиальным делом, что предвыборные баталии переходили порой в конфликты и порождали нездоровые страсти, столь красочно описанные, к примеру, в романе М. Ауэзова «Путь Абая».

Однако, несмотря на вполне понятный недостаток цивилизованных методов политической борьбы среди кочевников-скотоводов, степное самоуправление сформировало именно демократический тип политической культуры, нашедший позднее своё яркое отражение в программных документах «Алаш-Орды»[2].

Его основы зародились в эпоху возникновения родовых и племенных общин, когда складывался кочевой уклад жизни. Родовые старшины и племенные вожди выбирались на курултаях и сходах кочевников. Они наделялись полномочиями разбирать споры, формировать и командовать подразделениями воинов. При этом родовые общины обладали широкой автономией и значительным весом[3]. Поэтому нельзя говорить, что казахский менталитет исторически не готов к местному самоуправлению – исторические предпосылки к нему как раз есть.

У других народов Средней Азий, исторически сложились совсем иные общины, основанные по религиозному, ремесленному и территориальному принципу, но все они имеют одно название и называется – Махалля. История формирования махалли как уникального социального организма, и как части городского конгломерата уходит в древность и глубину веков.

Ещё Аль Фараби (870-950 гг.) в своём произведении «Раздумья о населении идеального города»[4], писал: «...каждый человек от природы устроен так, что на пути к стремлению жить и совершенствоваться он нуждается во многих вещах, однако он один не в силах ими овладеть, чтобы этого достичь появляется потребность в людской общине <...> Единая совместная деятельность членов данной общины предоставляет им возможность достижения и овладения теми вещами, которые им необходимы для их жизни и совершенства».

«В связи с этим человек прежде всего сближается с соседом. А ещё, он с этим же соседом живёт на одной улице, в одной махалле, в одном городе и, наконец в одной стране, которая создала этот город»[5].

Махаллями в период СССР было принято называть части города, застроенные частными или так называемыми плановыми домами, множество многоэтажек, появившихся в период индустриализации, в махалли не входили. Махаллинские комитеты стояли на страже советского строя.

Новая история махалли и возрождение махалли началось после обретения Независимости Республикой Узбекистан. Возрождение национальных традиций и обычаев, истории, рост национального самосознания затронул и процесс возрождения махалли. Махалля получила официальный юридический статус, закреплённый в Конституции, махалля стала органом местного самоуправления граждан и была наделена властными полномочиями, получила возможность решать социальные проблемы на местах. Был принят «Закон о местном самоуправлении» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников». Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 3 февраля 2017 года ознаменовал начало нового этапа в развитии деятельности данной системы, институт махалли успешно совершенствуется в соответствии с требованиями времени.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что опыт махалли в качестве уникального института для построения демократического государства и формирования сильного гражданского общества намного ближе нам и может быть эффективно использован Казахстаном, чем опыт самоуправления западных стран. Поскольку историко-культурное взаимодействие казахского и узбекского народов уходит своими корнями вглубь веков, и оно подкреплено общим прошлым и богатым духовным наследием. Нас объединяет общность языков, религии, культуры и традиций. Это живая нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее, залог вечной дружбы.

Подводя итог, следует сказать, что, как и вся политическая система Казахстана, институт местного самоуправления на протяжении всего времени существования вбирает положительный опыт функционирования самостоятельного института публичной политики, и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.

В этой связи, нами предлагается во исполнение Указа от 18 августа 2021 года № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года», (далее - Концепция) запустить пилотный проект «Ошак», как органа местного самоуправления.

Данный пилотный проект, разработан ОО «Центр устойчивого развития Ochaq» (далее – Ошак) совместно с ОО «Международная академия информатизации» (далее – МАИН), а также неоднократно был обсуждён (совещания, конференции и круглые столы) на площадке Ошак, о внедрение пилотного проекта в отдельно взятой территории Казахстана.

В мае 2021 года, на территории Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Алматинской области запустили пилотный проект «Ошак». За год своей деятельности «Ошак» провёл различные мероприятия: консультации, обучение, встречи с населением сельского округа и совместные мероприятия (субботник, празднование «Наурыза», «День учителя» и т.д.). И на сегодня, жизнеспособность и перспективность данного проекта, подтверждены результатами наших исследований (анкетирование, опросы и интервьюирование).

Основная задача реализации Концепции – это прежде всего объединение сельских жителей и для этого необходимо запустить пилотный проект «Ошақ» и в других регионах страны, как будущего органа местного самоуправления Казахстана. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов внедрение пилотного проекта, окажет совокупный мультипликативный эффект не только на развитие государственных органов, но и местного самоуправления Казахстана.

Вся предыдущая история местного самоуправления, ранее строилась по модели развития этих отношений сверху. Сейчас наступил период, когда нужно развивать новое качество отношений – это отношения снизу, как инициативы населения, так и поддержка неправительственных организации Казахстана.

 

[1] Екатерина Шульман: Практический Нострадамус, или 12 умственных привычек, которые мешают нам предвидеть будущее // Ведомости, 24.12.2014

[2] Жизнь и смерть лидера Алаш Орды / [Электронный ресурс]: http://www.elimai.kz/zhizn-і-smert-lidera-alash-ordy.html

[3] Жумадилова А. «Сущность и природа местного самоуправления в Республике Казахстан» // Правовая реформа в Казахстане. № 3, 2003.

[4] Маънавият юлдузлари (Звёзды духовности). Тошкент, 1999. Б. 67-68.

[5] Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шахри (Раздумья о населении идеального города). Тошкент: Узбекистон миллий энциклопедия-си, 2004. Б. 56.

 

Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич

Президент Общественного объединения

«Центр устойчивого развития Ochaq»,

доктор юридических наук, профессор

Last modified on
0

Сертифицированный тренер по Национальному стандарту СТ РК ISO 21500-2014 «Руководство по управлению проектами» (І уровень сертификации «Руководитель проекта»)

Сертифицированный PECB ведущий аудитор по ISO 37001(Система менеджмента противодействия коррупции)

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

E-mail: svan62@inbox.ru

 

ОБРАЗОВАНИЕ

1.

Ленинградское высшее политическое училище ВВ и МВД СССР имени 60-летия ВЛКСМ

2.

Адъюнктура Алматинской Высшей школы ГСК РК

3.

Докторантура С-Петербургского Университета МВД РФ

ОПЫТ РАБОТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КАЧЕСТВЕ БИЗНЕС-КОУЧА И БИЗНЕС-ТРЕНЕРА ПО ПРЕДЛАГАЕМОЙ ТЕМАТИКЕ

1.

 

- с июня 2020 года по настоящее время руководитель Общественного объединения «Центр устойчивого развития Ochaq» по Алматинской области;

 

- с февраля 2018 года по апрель 2022 года профессор

филиала Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Алматинской области;

 

- с сентября 2015 года по февраль 2018 года профессор Евразийской юридической академии имени Д.М. Кунаева;

 

- с 2007 года по 2015 год по совместительству

профессор Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан;

- с   1999   года   совместительству   лектор   курса повышения квалификации судей районных и областных

судов при Верховном Суде Республики Казахстан.

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

1.

- с апреля 2013 по сентябрь 2015 годы начальник Академии финансовой полиции РК;

- с декабря 2011 г. по апрель 2013 г. инспектор Отдела правоохранительной системы Администрации Президента РК;

- с января по декабрь 2011 г. старший помощник Генерального прокурора РК;

- с августа 2009 г. по январь 2011 г. директор Института Генеральной прокуратуры РК;

- с 2007 по мюль 2009 год в системе учебных заведений МВД РК и Агентства финансовой полиции (начальник  Алматинского юридического колледжа МВД РК, ученый секретарь Академии МВД РК, первый заместитель начальника Академии финансовой полиции РК по учебно-методической работе);

- с 2006 по 2007 год в таможенной службе Казахстана (руководитель аппарата КТК МФ РК);

- с 1996 по 2004 год в органах правосудия (судья Талдыкорганского и Алматинского областного суда, председатель Алматинского районного суда г. Алматы, председатель уголовной коллегии Военного суда РК);

- с 1983 по 1995 год в органах внутренних дел (милиционер, оперуполномоченный, старший оперуполномоченный уголовного розыска УВД Талдыкорганской области, начальник уголовного розыска, первый заместитель начальника Панфиловского РОВД, Талдыкорганской области).

ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

1.Доктринальные основы совершенствования государственной, общественной и частной услуг, внедрение национального стандарта системы менеджмента противодействия коррупции, организация урегулирования конфликта интересов на государственной службе, частной и общественных организациях.

 2.Инновационно-ориентированный подход  обеспечения устойчивого развития страны, разработка и внедрение модели Центра устойчивого развития «Ochaq» как будущего органа местного самоуправления и их тиражирование в Алматинской области, а в дальнейшем по Казахстану.

3.Профессиональная деонтология, разработка профилактики деформации личности, предоставляющие государственные, общественные и частные услуги населению.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ЕСЛИ ЕСТЬ)

1.   Ректора Евразийской юридической академии им. Д. А. Кунаева, доктора юридических наук, профессора высшей школы РК, заслуженного деятеля Республики Казахстан О. Ш. Жалаири.

ЯЗЫК ПРЕПОДАВАНИЯ

1.   Казахский

2.   Русский

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

1.   Активная жизненная позиция, ответственность, коммуникабельность, самоорганизация и готовность лично отвечать за результат.

 

Comments

  • No comments made yet. Be the first to submit a comment

Leave your comment

Guest Thursday, 29 September 2022