Очерки

Живописцы  Бострем и  Риттих.  Алматинская палитра блистательных  мастеров  искусства

Художественное наследие творцов  прошлого времени , оставивших след в истории и культуре России ,  Казахстана и Украины , отразилось в десятках биографиях, прежде всего в жизни и судьбе  Георгия Бострема и Александра Риттиха. Тезисы  избранных докладов академика МАИН Владимира Проскурина  вошли в  сборник докладов  ХIV  Международной  научно - практической  конференции  по теме  "Украина и франкоязычный мир: формирование нового мышления" (17-19 мая 2018 г. )  . Организатор ежегодных конференций  Черноморский университет им. Петра Могилы ( г. Николаев). Непременный и постоянный  куратор секции  "Язык современного искусства: невербальная коммуникация" , заведующая  кафедрой  романской филологии Т. С.  Каирова . Выражу коллеге  благодарность  за участие в международной  конференции.

 По поводу сообщений докладчика  скажу несколько ведущих и необходимых  фактов, взглядов и мнений . Георгий Эдуардович  Бострем  (род. 6 янв.  1885 г. , Елисаветградская  губ. – у. 7 окт.  1977 г., с. Заречное, похоронен в Евпатории ( Крым ) , проявил себя  иконописцем , художником- реставратором. Окончил училища Елисаветградское земельное  и Одесское  художественное  (в 1902- 05 гг. ) , Мюнхенскую  Академию живописи (в 1909 г.) . Учился в мастерской Холлоши совместно  со знаменитостями   В. Кандинским и Г. Климтом. Здесь , в мастерской  сжег свое классическое наследие и занялся абстрактной живописью, организовывал первые выставки «беспредметного искусства». Среди выдающихся  работ «Симфония» (1914 г.)  , «Атлантида» (1916 г.) , «Космогония» (1918 г.) , «Небесная симфония» (1919 г. ) . Увлекся теософскими  и мистическими идеями, телепатическимми сеансами ( между прочим, Бострем обладал гипнозом , измерял вес «души» , занимался физиологией).

Это был активный участник выставок «независимых художников», один из основателей «Свободной Академии изящных искусств в Одессе» (в 1918-19 гг.) . Его работы  находятся в музеях Троице-Сергиевской Лавры, в Парижском  Лувре, в фондах  Соломона Гуггенхайма (США) и Симферопольской художественной  галерии , во многих православных храмах и частных коллекциях. В его бостремовской студии  в разные годы,  собирались уполномоченные Общества «весенников» , цвет России , единомышленники  - философы П. Флоренский и В. Розанов, поэты М. Волошин и А. Горностаев, художники  Н. Скроцкий, О. Маслова, А. Кипен , офтальмолог В. Филатов, оперный певец И. Козловский . С годами Бострем  поселился в Троице-Сергиевской лавре , принял монашество , проповедовал Слово Божие в картинах и иконах, с посохом обошел монастырские обители Европы, Греции, Персии, посетил священные большие и малые горы. 

В конце жизни, судьба определила вечный покой художника на Крымской земле. Г. Э. Бострем переехал жить  к приемной дочери Галине Георгиевне, в ту пору  главного врача санатория в Евпатории .  Жил  в с. Заречном , в трудных условиях отшельника  ,  в маленьком полуразвалившемся домике с проваленной крышей. Но через нее можно было видеть крымское небо, и он был по-человечески счастлив. Почта Украины в 2009 г. , устроила на бостремовский юбилей праздник, подарила  поклонникам художника и филокартистам страны персональный конверт, с его старческим портретом в левом  нижнем углу , и  с живописной маркой  в верхнем правом . В 1997 г.  в Симферополе создан Музей современного христианского искусства , носящий имя Г.Э. Бострема. В постоянной экспозиции находится четырнадцать живописных произведений художника, написанных за годы его страннической , полных приключений жизни пилигрима…  

В плеяде художников 20- го столетия осталось весьма броское имя -  Александр Александрович Риттих (1889-1945) ,  художник , архитектор, педагог и наставник . Основные биографические  данные  не ясны.  Однако, родился и умер в Москве. Возможно, родом из семьи крупного чиновника, министра земледелия России ,  Риттих Александра Александровича  ( р. 21 сент.  1868 г. - у. 15 июня 1930 г. ).  Окончил московскую гимназию, учился на историко- филологическом факультете МГУ,  выпускник академий  Австрийской художественной и Мюнхенской искусств. Ученик   Франца фон Штука ( 1863- 1928 )  и последователь Арнольда Боклина (1827- 1901 )  , совмещая занятия живописью с изучением зодчества  и ваяния на архитектурном отделении Политехнического института.

По совместной  благотворной  переписке , творческой дружбе с украинским искусствоведом и биографом  Л.Е. Тверитиновой , художник Риттих в  1922 - 1930 гг.  стал директором художественного музея им. В. В. Верещагина ( г. Николаев) , преподавал в техникуме историю искусств. Риттих основатель  Николаевского краеведческого товарищества (1923 -1930 гг.) . По словам  исследователей творчества ,  в эти годы живописец обратился к пейзажу - писал украинскую природу, черноморские пейзажи, создавал также произведения на историко-революционную тематику ( в 1927 г.  он работал над памятником бойцам Сивашской дивизии. Участник 3-й Всеукраинской  художественной выставки. Июнь 1930 г., Харьков ) . 1 октября 1923 года  был уволен из педагогов Николаевской художественно – изобразительной профшколы.

С 1933 г. Риттих переехал с семьей в Алма-Ату . «Маг светотени»так празднично и искренне  называл художника А. А. Риттиха журнал «Литературный Казахстан».  "…  Мог работать по двадцать часов в день, не снижая ни качества, ни продуктивности, мог за несколько дней расписать огромный павильон московской  Сельскохозяйственной выставки, мог создавать огромные полотна на любую тему, в любой срок, любой величины! Он сверкал, искрился, переливался, изображал гнев, любовь, мужество, вздымал к небу сотни загорелых кулаков и это называлось «Восстание»…       Амангельды перед повстанцами на белом наполеоновском коне ; гроб, обитый красным и чёрным, а рядом фигура в кожанке с сжатым мускулистым кулаком: «Жертва революции».     

 

Эллинское благородство и изящество – вот  его идеалы...

В каньонах загадочного Чарына  известный путешественник Г. К. Гинс  описал в начале прошлого  столетия   встречу с идущим странником  . «...Скоро мы нагнали его, путник оказался действительно чудаком, но таким чудаком, встреча с которым не забывается … Длинные белокурые волосы выдавали русского, со шведской фамилией . Странный путник  направляется в Индию и приучает себя к горячему солнцу… Он был в белых холщевых панталонах и синей ситцевой рубахе… В такую жару он идет пешком через пустыню и притом без шапки….  Ходит по азиатским горам и равнинам, направлялясь сейчас на поклонение Хан-Тенгри, к  высочайшей в пределах Семиречья вершине  в 24 тысяч футов....  Мы уселись с ним вместе в повозку... »

Во время путешествия по селам и  городам искатели приключений , два пилигрима,  два  тезки Георгия ,  познакомились и рассказали о себе и о своем творчестве  многое.  Георгий Бострем совершил  христианскую миссию в Страну Семи рек  . Сведения об этом пестроснежном и чудодейственном  крае черпались главным образом из рассказов купцов, миссионеров и паломников. Духами и сказочными жителями населяла народная  фантазия Поднебесные Горы .Вожделенная гора Ханы  , как призрак, то появлялась, то вновь исчезала. Путникам  неизменно подводили законы перспективы и коварство расстояний. Пережитые ими страх и бедствия во время длительных переходов через высокогорные перевалы мешали в их сознании правду с вымыслом. Не могли внести ясности на природу Хан-Тенгри и первые экспедиции европейцев. Она была  недоступна и неуловима, и прошло много веков, прежде чем человеку удалось только приблизиться к  ней. Конечно, художник Бострем не поднимался на священную гору Ханы .Однако, высота, дух и сила  несбывшейся вершины  были для него  духовном очищении  в художественном творчестве. 

Перед тем было неудачное восхождение  на Белуху или иные авантюрные поклонения  бродяги Бострема на Алтае .   «... Отрицая современное искусство и изображение природы сквозь призмы мимолетных впечатлений, он хочет слиться с природой, «чтобы она, – как он выразился, – сама в нем говорила, чтоб быть естественным и сильным реалистом».... Он терпит лишения, когда не принимают на земские квартиры, спит на улице и, не скучая по оставленном мире, все больше уходит в любимую им природу… Интеллигент,  из хорошего круга,  с хорошей шлифовкой ума.…Эпическое спокойствие, эллинское благородство и изящество – вот  его идеалы...  ».      

Автор встреч с живописцем  Бостремом , исследователь Казахстана  и Средней Азии  Георгий Константинович  Гинс (род.15 апр. 1887 г. , крепость Новогеоргиевск – у. 24 сент. 1971 г., Резвуд-сити (США, Калифорния),  был человеком  с разнообразной биографией и деятельно прожил многие благополучные десятилетия.  Будучи министром правительства А.В. Колчака , профессором, экономистом и правоведом, бытописателем и краеведом.  Ему мы обязаны фотоархивом и картинной галереей  по этнографии Семиречья, Кульджинского края, Западного Китая. Но весьма не изученными современниками.  Ученым  опубликованы 11-ть монографий, с  карандашными рисунками и снимками  по истории и природе,  этнографии.   Путешествия дали  Георгию Гинсу  материал  для  работ по написанию историко-этнографических очерков "Таранчи и дунгане" и "В киргизских аулах" (журн. «Исторический Вестник» за 1911- 13 гг.), на страницах которых  встретились два  бродяги и пилигрима Бострем и Гинс .   Он окончил Московский университет , по поручению Переселенческого Управления исследовал правоотношения в области пользования водой,  в связи с крестьянской реформой Столыпина. Это фундаментальное  исследование помогло не только составлению закона о правах на воду в Туркестанском крае .Общее признание имеют работы по экономике; много статей и рецензий в разных журналах, в "Новом энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона . В последние годы жизни он готовил большую работу по теме "Россия – многонациональная империя". Написал одну из пророческих  книг о распаде страны  СССР ("Коммунизм на ущербе" , 1954 г., Сан-Франциско) .

Продолжим несколько слов  о художнике - пилигриме Бостреме  , встреченного Гинсом по пути в Кульджинский край . Путешествовал по Казахстану и Средней Азии.  В советское время художник Г.Э. Бострем поселился в Ташкенте и Алма-Ате,  бывшей столице края  Верном ( Алма-Ате). ,  жил и работал в главном городе ,  "  красной столице Кзыл- Орде".   Работы Бострема  « школы супрематизма » выставлялись  на хлудовской выставке в октябре 1925 г.   в Алма-Ате. Среди творческой молодежи Георгий Эдуардович  познакомился с участниками выставки Н.Г.Хлудовым, Л.И. Бортниковым , А.П. Мировым,  Г. А. Брыловым , Н.Г. Прусиновский , В. О. Пурмом  , которые представили  картины природы и достопримечательности  края, героев революции и гражданской войны  .  Среди них, отметим популярные произведения « Дубовая роща», «Под вечер», « Закат» , «Скрипач ». В  20 –е  гг. знаменитости Верного  были,   кроме прочего,   артисты  симфонического оркестра и первыми  скульпторами мемориальных сооружений , первыми восходителями на  перевалы и горы,  путниками  по долинам  Семиречья. Директор «Верненской художественно-научной мастерской» Николай Хлудов встретился с Георгием Бостремом у себя дома, за чашкой восточного чая , рассказали, что  они учились в Одесской рисовальной школе . Хлудов тоже был бродягой ,  участвовал в экспедициях  80-х годов  19 века по исследованию Хан-Тенгри  и Верненского землетрясения , был рисовальщиком и межевщиком ,  помощником геологов И.В. Мушкетова и И.В. Игнатьева , ботаника А.Н. Краснова . Николай Григорьевич  был организатором персональной выставки Русского географического общества  (СПб.), представил галлерею  из 17 картин о жизни и природы, археологии , иных памятников  окраин Семиреченской области (1911 г.).

Так начались и закончились встречи художника Бострема с Алма-Атой и горожанами...

 

Иллюстрации :

b2ap3_thumbnail_b1.jpg

 Художник  Г.Э  Бостремb2ap3_thumbnail_b2.jpg

Юбилейный почтовый  конверт, с портретом Бострема

 

b2ap3_thumbnail_b3.jpg

 Конверт, с  маркой  Бострема

 

 

Сюжеты размытые, временем забытые…

Современники пишут о художнике А.А. Риттихе   излишне жестко, отчего, несмотря на мастерство композиции и рисунка, некоторые его картины производят впечатление холодных, даже натуралистических.  Исследователь Е.А. Кибрик отмечает: « ... Риттих был художник европейского типа, вернее, немецкого. Он и учился в Мюнхене  и Вене и, как я сейчас понимаю, работал явно в манере Боклина, так поразившего в свое время молодого Репина. Небольшого роста, изящный блондин с бородкой, длинными волосами, он обладал обликом, очень похожим на тот, который придавался обычно изображениям Иисуса Христа. Когда я познакомился с ним, ему было тридцать три года..."

Александр Риттих в годы Революции  " … вернулся в Россию  и попал в водоворот гражданской войны на Украине. В глухом селе заболел тифом и, когда Мария Тарасовна, деревенская фельдшерица, выходила его, женился на ней». В городе Николаеве родилась его дочь Людмила Риттих (1925 -2009) ,  в советские годы известный московский гидробиолог, специалист по донной фауне морей.   

Мотивы смены жительства  объясняются  разными причинами , по-видимому политической ссылкой в сталинское время,  Переезд определяет художника отечественным изгоем. Он был принят членом  вновь организованного  в 1933 г. Союза художников Казахстана . Однако только в 1943 г.  Риттих был восстановлен в звании кандидата члена Союза, после надуманных якобы обвинений в содеянном. Тем временем, советскую каторгу  прошли казахстанские художники, скульптуры, архитекторы сыгравшие заметную роль в  художественной жизни Алма-Аты – маэстро и мэтры  В. Антощенко-Оленев,  И.Иткинд, В.Теляковский, Ю. Домбровский и многие другие , роль которых не столь заметна в наши дни , но несомненно важна в истории и культуре . 

Ко времени пребывания А.А. Риттиха в Казахстане относится  важное и единственное свидетельство почтительного отношения к нему современников.  Эта характеристика дана «певцом Алма-Аты» , писателем  Ю.О. Домбровским   в его повести «Гонцы» о старой интеллигенции Семиречья  : «В Алма-Ате уже и тогда художников было предостаточно. Во всю блистал, например, непревзойдённый Риттих. Кто из жителей Алма-Аты не застывал на улицах при виде этой величественной фигуры, бледного лица интеллектуала, взгляда светлых лучистых глаз и таинственной художественной бороды? А какие огромные блестящие холсты он писал! ..     Рисовал пеструю толпу в праздничных национальных уборах- , красавиц, красавцев, стариков, заливал всё ослепительным солнечным светом, расстилал белоснежные скатерти, разбрасывал блюда с фруктами…-  стол, залитый солнцем, а на нём огромные цветастые яблоки, отборный алма-атинский апорт…  дыни и арбузы, караваи с серебряными солонками вверху, украинские рушники, казахские кошмы, – и всё это называлось «Колхозный праздник». Два пионера, один высвечен солнцем и на нём сверкает всё: белая блузка, красный галстук, люстриновые штанишки. Другой в тени, они что-то мастерят — «Планеристы»… Да разве мог кто-нибудь сравниться с великим Риттихом? Все остальные художники просто меркли перед ним.»

Несмотря не некоторую иронию рецензента, Юрий Домбровский  не подвергает сомнению сложившийся вокруг Александра Риттиха образ признанного мастера, с ореолом славы в отечестве. Риттих был одним из первых педагогов художественного училища в Алма-Ате , открыл собственную студию и консультировал многих казахстанских художников.  Риттих иллюстрировал  книги  эвакуированных или ссыльных писателей, выполняя обычные оформительские работы. В ту пору  принял участие в первой казахстанской выставке с многообещающим названием   «художники  в борьбе за социалистическое строительство». Художник Риттих представил  пейзажи, натюрморты, портреты известных людей…на фанере. Это был излюбленный материал мага светотени.  «Юные авиамоделисты» или  «Старый и новый Казахстан» актуальны по темам, профессиональны по исполнению .Среди них «Вручение М. И. Калинина,  Всесоюзного старосты , колхозу имени Калинина акта на вечное пользование землей» . Также  создал художественные образы Амангельды  , Джамбула и Абая ( 3-я республиканская премия  ). Выставка открылась 4 октября 1933 г.  в  здании театрально-художественного училища,  обыкновенно верненском , приземистом домике по ул. Сельская ( затем Павла Виноградова, партийного работника Семиречья; ныне Карасай батыра )

Работы Риттиха экспонировались в Москве, городе художника по рождению и по смерти. Во время проведения Первой декады литературы и искусства  республики 1936 г. в фойе  Большого театра и было позитивно отмечено художественной критикой.  Риттиховские почтовые  открытки, выпущенные безымянно на  ВСХВ  , отразили город,  новую  социалистическую столицу Казахстана Алма-Ату .

Передвижническое стремление учить нравственным ценностям,  академический иллюзионизм и патетика в произведениях  Риттиха,  – все эти грани реализма воздействовали на молодые умы и побуждали пробовать свои силы в разных направлениях. Даже среди « воинствующих безбожников » , юных вандалов историко-культурного наследия .

Примечания :

(1.) Работы А.А. Риттиха   частью хранятся в музее искусств Казахстана им. А. Кастеева ( бывшей Казахской Государственной художественной галерее им. Т.Г. Шевченко ) . Также , в Москве, в частной галерее Александры  Понютиной , где произведения Риттиха достались от родителей . Эти раритеты москвичка Понютина,  в свою очередь,  в 2011 году,  подарила казахскому Музею искусств .

Назовем избранное риттиховское : 

„Автопортрет“,  июнь 1928  г., Николаев  ; 

„Натюрморт "Груши", 1937, х., м., 90 х 113 ; 

„Окрестности Алма-Аты“. 1936, бумага, акварель. 62,5 х 75 ; 

„Луна над рекой“, июнь 1930 г., Харьков ; 

„Облако“ .20-к гг. Украина .

„Праздник на площади Коминтерна в  Алма-Аты“. Почтовая открытка ВСХВ , 1939 г.

 

(2.) Одновременно А.А. Риттих занимался проектированием и дизайном , принимал участие в создании скульптур, оформляющих парки, улицы, архитектурные сооружения Алма-Аты. Назовем  проекты и  возведенные  здания, ныне  утраченные , не ставшие памятниками живописи, ваяния, зодчества. Скажем, трехэтажная контора Госбанка (1934 г., ул. Красноармейская ,  д. 98 ,  совм. с арх. В.Н. Львовым и  Д.Ф. Фридман) ;  здание аэроклуба ДОСААФ (1936 г.,ул. Пролетарская);  управление табачной фабрики (1936 г., ул. Пастера). Также было оформление жилкомбинатов №№ 1-4   по ул.Фурманова (1935 г., дизайн аптеки № 9 ) и павильона Советского  Казахстана на московской ВСХВ (1937 г., панно на темы истории и современности республики.

Довольно странная картина – проектировал архитектурные сооружения, стоял у истоков Союза художников, был командирован правительством в Москву, и при этом не осталось, практически ни каких  сюжетов. Даже  свидетельств личной судьбы и реставрации риттиховского творчества.

         

Иллюстрации: 

b2ap3_thumbnail_r1.jpg

Художник Александр Риттих. Автопортрет

b2ap3_thumbnail_r4.jpg

Одинокое дерево в алма-атинском саду.  

 

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

Өмірбаян
Autobiography