Кузембай Сара Адильгереевна

Сара Адильгереевна Кузембай родилась 24 марта 1937 года в колхозе “Прямой путь” ныне “Іргелі” Карасайского района Алматинской области. В 1961 году окончила историко-теоретический факультет Алматинской государственной консерватории им.Курмангазы. Доктор искусствоведения (2007), профессор (1996), отличник народного образования РК (1997), член Союза композиторов Казахстана (с 1972 года), академик Международной Академии Информатизации (2004), Заслуженный деятель РК (2010), Лауреат Государственной премии им. Ч.Валиханова (2009), Член-корреспондент НАН РК (2013). В 2004 году она стала обладателем сертификата «Выдающиеся женщины мира». Ее имя внесено в книгу Всемирного Института биографий штата Северная Каролина Соединенных Штатов Америки.

Кузембай Сара Адильгереевна – ведущий музыковед-ученый, чье имя широко известно не только в Казахстане, но и в Ближнем Зарубежье.

В своей научно-творческой деятельности она плодотворно разрабатывает актуальные проблемы национального музыкального искусства. Почти за 50-летний научный путь ею опубликовано более 400 научных и музыкально-критических работ, среди которых около 10 монографий, книг и исследований.

Во Всесоюзных, Международных и республиканских изданиях ею опубликованы высоквалифицированные рецензии практически ко всем новым оперным постановкам композиторов Казахстана последних десятилетий. Ее перу принадлежат сценарии многочисленных радио и телепередач. Она – постоянный участник многих Международных симпозиумов, форумов и конференций. С.А.Кузембай является автором фундаментальных трудов: «Сольфеджио» (учебник, 1967), «Формирование гармонии в казахской музыке» (музыкально-теоретическое исследование 1977), «Воспеть прекрасное» (очерки о казахском музыкальном театре 1982), «Лекции по истории казахской музыки» (в соавторстве с Т.Егинбаевой, 2005), «Национальные художественные традиции и их конвергентность в жанре казахской оперы» (монография, 2006), «Қазақ опералары» и «Казахские оперы» (в соавторстве с Г.Ж. Мусагуловой и З.М.Касимовой, 2010), «Қазақ музыкасының тарихынан дәрістер» (в соавторстве с Т.Егинбаевой, 2011) и «Ұлттық музыкатану ғылымының өзекті мәселелері» (2012). Вместе с тем, объемный и содержательный очерк опубликован ученым в увидевшей свет в 2014 году коллективной монографии «Музыкальное искусство народа Казахстана».

С.А. Кузембай исследует проблемы традиционной и современной музыки – специфические особенности национальной музыкальной речи, художественно-стилевые тенденции в профессиональном композиторском творчестве, вопросы взаимодействия фольклорных и новых закономерностей в эволюции восточных и западно-европейских культур.

Ученый-музыковед успешно изучает так же вопросы становления и развития национального оперного театра, воссоздает творческие портреты мастеров исполнительского искусства, анализирует художественные процессы современного искусства.

С.А.Кузембай является автором одного из первых учебников по сольфеджио, в котором развитие музыкального слуха, памяти, ритма достигается на материале казахской народной и профессиональной музыки. Продуманность и разработанность методических рекомендаций учебника предопределили широкое его использование в системе музыкального образования республики.

Впервые в казахском музыкознании ею научно обоснованы предпосылки гармонического многоголосия, содержащиеся в образцах казахского музыкального фольклора. В ее теоретическом исследовании «Формирование гармонии в казахской музыке» раскрыты национальные черты гармонии в творчестве композиторов Казахстана в их органической взаимосвязи и взаимовлиянии с основами классических принципов.

К 50-летию Государственного Академического театра оперы и балета им.Абая была издана новая книга известного музыковеда «Воспеть прекрасное», в которой обращение к истории становления национального оперного театра, воссоздание ярких портретов мастеров исполнительского искусства сопряжено с выявлением теоретических основ казахской оперы, выявлением ее тематико-эстетической и этической сущности. В различных по стилистической и языковой особенности операх, ученый раскрывает их сюжетную и музыкальную драматургию. Охватывая целостно все стороны оперных сочинений, ученый фиксирует главную черту композиторского почерка, определяемую творческой палитрой художников, обосновывает традиционное и новаторское в жанре музыкально-театрального искусства, подчеркивает национальную почвенность и эмоциональную действенность оперной музыки.

В 2006 году вышел в свет фундаментальный труд профессора С.А.Кузембай, результат многолетних творческих исканий музыковеда – монография «Национальные художественные традиции и их конвергентность в жанре казахской оперы». В нем рассматриваются проблемы корреляции казахской традиционной художественной культуры в контексте с современным творчеством композиторов Казахстана. Здесь впервые обозначены закономерности музыкально-сценического жанра западно-европейской оперы в малых формах устно-поэтического и музыкального фольклора (в сказках, загадках, благословениях), а также в казахском эпосе – в функционировании жанров и форм, в его архитектонике, в концепциях драматургических коллизий и их динамике. Подтверждается идея генерированности в казахском фольклоре основных постулатов оперных категорий. Генетические связи народного творчества, проявляясь многомерно, глубинно и многоаспектно, отражают национальную почвенность оперных произведений. В книге также впервые исследован тип раннефольклорной музыки – сарын, из истоков которого выведены такие его разновидности, как жай сарын, свадебно-обрядовые, бақсы, ақындар, сал-сері сарындары, а также и другие виды казахского песнетворчества.

Среди других работ С.А.Кузембай следует выделить две книги «Казахские оперы» и «Қазақ опералары» (2010) в соавторстве с кандидатами искусствоведения Г.Ж.Мусагуловой и З.М.Касимовой. Его значимость и уникальность определяется тем, что впервые в казахстанском музыкознании для широкого круга любителей оперного искусства представлены около 50 произведений, отражающих основные этапы становления и развития национальной оперной школы, сформировавшихся в исторической последовательности. В данную работу, профиль которой не имеет аналогов в истории казахстанского музыкознания, впервые включены новые, ранее не неизвестные оперные сочинения. Краткость изложения при широком охвате исследуемого материала позволяет четко проследить художественные процессы воплощенные в образах, идеях и темах, созвучных современности.

Вместе с тем в 2011 году увидела свет книга «Қазақ музыкасының тарихынан дәрістер» (в соавторстве кандидатом искусствоведения, профессором Т. Егинбаевой) как емкий и полнокровный труд, нацеленная на восполнение значительного пробела в отечественном музыкальном образовании последних десятилетий.

Кроме вышеперечисленных монографий С.А.Кузембай опубликовано большое количество очерков и статей по истории и теории казахской музыки в Казахской Советской Энциклопедии (12 томов), энциклопедиях КазССР, “Алматы”, “Абай”, “Қазақ өнері”, в Большой Российской энциклопедии “Опера”, “Истории музыки народов СССР”(г.Москва).

Следует особо отметить, что под общим и научным руководством профессора С.А.Кузембай в рамках Государственной программы «Культурное наследие» (2004-2009), по инициативе и поддержке Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, научно-педагогическим коллективом Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова и Казахской национальной консерваторией осуществлено издание фундаментального труда – «Антологии казахской музыки», впервые представленной в казахстанском музыкознании, состоящей из восьми книг. В процессе работы над данным проектом глубоко эрудированный специалист проявила незаурядные энциклопедические познания народного фольклора. Ею написано научное предисловие к представленным книгам. Данный значимый проект, впервые выполненный в казахском музыковедении в представленном объеме и научной классификации, являясь музыкальным памятником эпох и столетий казахского народа, содержит классические примеры из истории многовековой духовности, отражает также общую тенденцию национальной самоидентации, тем самым, выполняя важную историческую роль для будущих поколений.

С.Кузембай ведет большую общественную работу. Будучи членом, а в последние годы и Председателем Диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций К 53.40.03 при Институте литературы и искусства им.М.О.Ауэзова на протяжении более 20 лет ученый-музыковед подробно ознакамливаясь, с интересом прочитывала и рецензировала многочисленные научные работы, диссертационные исследования молодых отечественных и зарубежных соискателей. Под непосредственным руководством С.Кузембай защищенно 11 кандидатских и одна докторская диссертации.

Она неоднократно избиралась членом правления Союза композиторов Казахстана. В составе делегации Союза композиторов СССР побывала в Германии, Польше и Португалии.

       С.А. Кузембай постоянно проводит мастер-классы в музыкальных Вузах и средних учебных заведениях – КНК им.Курмангазы, КазНАИ им.Т.Жургенова, КазНУИ, Западно-Казахстанском Государственном университете им.М.Утемисова. Каждая лекция ученого отличается содержательностью и новаторством, новизной, интересной и убедительной подачей фактологического материала, с иллюстрацией редких нотных образцов.

Среди ее учеников – Народные и заслуженные артисты, лауреаты Международных и республиканских конкурсов.

За плодотворную творческую, научную и педагогическую деятельность С.А. Кузембай награждена Почетной грамотой Академии наук Каз.ССР, ЦК ЛКСМ Казахстана, Мин.ВУЗа Каз.ССР и Почетной грамотой Верховного Совета Каз.ССР, Почетной грамотой Министерства информации, общественного согласия и культуры, Юбилейной медалью «10-летие Независимости», медалью «Ерен еңбегі үшін» (За доблестный труд).

С.А.Кузембай присущи высокое чувство ответственности и гражданственности, организованности и трудолюбия, душевная теплота и глубокая порядочность, завидная самоотдача и преданность профессиональному долгу.

 

 

 

Мусагулова Г.Ж.

Кандидат искусствоведения, доцент

Член союза композиторов РК

Өмірбаян

Сара Әділгерейқызы Күзембай 1937 жылдың 24 наурызында Алматы облысы Қарасай ауданының «Прямой путь», қазір – «Іргелі» ауылында дүниеге келген.

Продолжить чтение
  8568 просмотров