Казахстанская модель демократии: становление и специфика

Построение демократии, консолидация – наша стратегическая цель. Для ее достижения необходимо найти адекватную форму реализации универсальных ценностей. Именно поэтому вопрос о модели демократии как своеобразного сплава универсальных и традиционных ценностей выходит на первый план. Главным итогом демократического процесса в нашей стране является либерализация политической жизни, преодоление наследия тоталитарной эпохи.

Достигнут определенный уровень модернизации политической системы, и уже вырисовываются некоторые контуры казахстанской модели демократии, в которой своеобразно реализуются такие универсальные демократические характеристики, как свобода и равенство, плюрализм и представительство, права и свободы человека.

Для правильного понимания и научного объяснения становления и специфики казахстанской модели демократии необходимо учитывать ряд объективных факторов.

Процесс демократизации посттоталитарного общества, который мы проходим, качественно отличается от западной модели, имеет свои особенности. Демократические принципы, первоначально закрепленные в теории классического либерализма, выступают всегда в конкретно-исторической форме, определяются спецификой конкретного общества, уровнем его общей и политической культуры.

Переход от тоталитаризма к демократии уникален прежде всего потому, что отсутствуют ее необходимые социально-экономические и социокультурные предпосылки.

Если в западных странах новые институты власти возникали как естественный процесс становления гражданского общества, то в посттоталитарном пространстве процесс демократизации, напротив, начинается с упразднения отживших политических структур и создания демократических институтов власти, адекватных принципам правового государства.

Разрушая экономические и политические структуры тоталитарной системы и восстанавливая в правах фундаментальные демократические ценности, общество одновременно встало на путь реализации либеральной модели демократии.

Если в советской политической системе имела место инверсия отношений государства и общества, узурпирование функций гражданского общества государством, то в постсоветском обществе произошло нечто противоположное. Государство, являющееся незаменимым инструментом регулирования отношений в обществе, с тем чтобы последнее не превратилось в социальные джунгли, утратило некоторые функции, они были перехвачены негосударственными структурами.

И в том, и в другом случае были грубо нарушены принципы демократического взаимодействия гражданского общества и государства. Одинаково недопустимы как узурпирование функций гражданского общества государством, так и утрата государством даже части своих функ­ций и полномочий. В первом случае гражданское общество лишается самодеятельности, во втором – может воцариться анархия.

Важно занять промежуточное пространство между состоянием, где господствует «закон казармы», и состоянием, где господствует «закон джунглей». Это не всегда удается или удается с трудом.

Если в советской системе рынок и предпринимательство оказались под запретом, то в постсоветском обществе, особенно на первоначальном этапе, в экономике в результате копирования западной либеральной модели произошло сползание в другую крайность: утрата меры разгосударствления экономики. И в этой области, как и в других, тотальное наступление государства уступило место его тотальному отступлению. Тогда как предпринимательство, рынок и рыночные отношения нуждаются в регулировании со стороны государства, а без него, как и всякая стихийная сила, способны разнести все и вся, дезинтегрировать социум.

Сложившиеся в постсоветском пространстве политические системы не отвечают критериям развитой демократии. Во многих из них формально существуют парламент, всеобщее избирательное право, партии и другие институты, но фактически нет конкуренции и широкого политического представительства. Некоторые из этих негативных черт не обошли стороной и наше общество.

Таким образом, на первом этапе пост­тоталитарной трансформации общества, образно говоря, выстроен лишь каркас – даже не со всеми несущими опорами – демократического здания. А потому перманентной чертой этого этапа является кризис, охватывающий все стороны социального бытия.

И только взвешенная, сбалансированная политика государства, свободная от крайностей, позволила в этих сложных условиях успешно решить задачи первого этапа и обеспечить дальнейшее движение по пути демократических реформ. Была разработана и реализуется Концепция развития гражданского общества, учитывающая специфику страны, а именно: доминирование группы над индивидом. Получила развитие деятельность неправительственных организаций, их парт­нерских отношений с государством в рамках триады «гражданское общество – государство – бизнес». Несомненно, это серьезное достижение в развитии демократии. Этому способствовало и последовательное проведение курса на развитие экономики и ее либерализацию.

При этом руководство страны исходило из того, что важнейшей предпосылкой демократии является относительно высокий уровень экономического развития. Поэтому вполне обоснованно был выдвинут принцип «сначала – экономика, потом – политика». Он оправдал себя на первом этапе и продолжает оставаться актуальным и теперь, на втором этапе демократического развития. Вопросы же политической модернизации все время оставались в поле зрения государственной власти и находили в целом удовлетворительное решение, о чем свидетельствует принятие в 1997 году широкомасштабной программы демократизации общества.

Внимательный анализ показывает, что в республике сложился политический курс, близкий к социал-либерализму, то есть нацеленный на либерализацию экономики и решение на этой основе социальных проблем.

Важнейшими задачами второго этапа и всего последующего развития является обеспечение эффективного функционирования созданных демократических институтов, формирование гражданского общества и среднего класса на базе всемерного развития предпринимательства в целом, малого и среднего бизнеса – в особенности.

Идет активный процесс кристаллизации социальных интересов и структурирования гражданского общества, чему в немалой степени способствует формирование зрелой партийной системы. Постепенно совершенствуются механизмы отношений государства и гражданского общества, взаимоотношения органов государственной власти как по «горизонтали», так и «по вертикали».

Важным шагом на пути модернизации политической системы является конституционная реформа 2007 года.

Однако пока не до конца решена задача установления меры свободы предпринимательской деятельности. Тогда как хорошо известно, что утрата государством, хотя бы частично, регулятивных функций неизбежно приводит к концентрации и централизации производства в руках отдельных предпринимательских групп, к резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов.

Наше государство принимает эффективные институционально-правовые меры по предотвращению этой тенденции, по предотвращению сползания к олигархическому капитализму. Тем самым создаются необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса и формирования одного из важных сегментов среднего класса.

Мониторинг массового сознания в посткризисный период показывает сдвиг в сторону социал-демократической ориентации. Вырисовывается довольно интересная тенденция: концепция социал-либерализма, в рамках которого осуществлялась государственная политика, органически дополняется принципами социал-демократизма, что составляет очень важную черту нео­консерватизма, позволившего таким странам, как США и Великобритания, добиться в свое время внушительных успехов.

В Казахстане формируется модель демократии, которая опирается на традиционные ценности. К их числу относятся высокое чувство коллективизма, верность общественному долгу, готовность прийти на помощь. Опорами демократического процесса могут служить также уважение к историческому опыту, стремление к компромиссу, толерантность. Такая тенденция составляет характерную черту неоконсерватизма, настаивающего на необходимости сохранения традиционных норм, социальных и политических структур, акцентирующего внимание на таких структурах, как семья, конфессия и другие.

Таким образом, наблюдается примечательная тенденция: социал-либерализм органически дополняется прин­ципами не только социал-демократизма, но и консерватизма. Вместе с тем формирующаяся казахстанская модель демократии ориентирована на постмодернистский тип экономического, политического и духовного развития.

Находясь на стадии модернизации, Казахстан все активнее внедряет пост­индустриальные ценности, представляющие собой часть постмодернистской культуры. Многие составляющие этой культуры не противоречат традициям номадного общества, а, напротив, согласуются с ними. Это прежде всего идея неразрывной связи человека и мира, многообразия форм бытия и необходимости их более полной репрезентации.

Таким образом, сегодня становится все более ясным: необходимыми составляющими дальнейшего развития являются внедрение в жизнь постмодернистских ценностей и, как мы выше отмечали, усиление регулятивных функ­ций государства.

Все эти процессы являются реальными предпосылками построения демократии, свободной как от копирования западных и восточных моделей, так и игнорирования исторического опыта, реализации универсальных ценностей в самобытной форме путем вплетения национальной специфики в логику преобразований.

Такая модель соответствует национальным традициям, реальному состоя­нию общества и «вызовам времени».

 

Албан БАЛГИМБАЕВ,

академик АПН РК и МАИН, доктор философских наук

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

Web-программирование. Основы языка JavaScript
Этот сумасшедший Мунсызбай. Казахстанский ученый п...