By Ордалиева Жанат Сейдильдаевна on 31.08.2013
Category: Статьи и Другое

Габит Мусрепов в истории культуры Казахстана

Имя писателя Г.Мусрепова стоит в одном ряду с выдающимися представителями казахской культуры - М.Ауэзовым, Б.Майлиным, С.Сейфуллиным, И.Джансугуровым. Всем им присущ яркий талант, широта мировоззрения, высокая образованность и масштабность замыслов. Как справедливо отмечал поэт О.Сулейменов, - "это было самое плодоносное поколение в казахской советской литературе. Всех мы называем Учителями.

Все они входят в когорту основоположников, каждый по-своему, каждый особой чертой своего дарования украсил родную словесность"(1). Многогранность деятельности была в высшей степени свойственна этой генерации творцов. В этом отношении выгодно выделяется талант Г.Мусрепова. Он был не только писателем, но и ученым-литературоведом, критиком, сценаристом документальных и художественных фильмов, либреттистом оперных произведений. Подобную разносторонность сам Мусрепов мотивировал исторической необходимостью первых этапов формирования новых жанров казахского профессионального художественного творчества. Он писал: "Может показаться, что я недопустимо разбрасывался, и не только в выборе жизненного материала. Писал прозу, передовицы и очерки в газете, пьесы, сценарии документальных и игровых фильмов, занимался переводами, выступал в качестве литературного и театрального критика. Но причина тут не в легкомыслии, не в самомнении, что все, мол, мне доступно, за что ни возьмусь. Национальным писателям моего поколения (и не только казахским, но и киргизским, узбекским, туркменским и таджикским то же) приходилось быть едиными даже не в трех, а во многих лицах"(2). Успех же творений Г.Мусрепова вне литературного поприща, на наш взгляд, убедительно свидетельствует не только о своеобразии таланта писателя, но и об известной универсальности мышления, о глубоких познаниях во многих областях культуры.
Роль Мусрепова-писателя в истории художественной культуры Казахстана огромна. Творчество Мусрепова - романы, пьесы, рассказы - продолжает жить. На сценах театров республики с постоянным успехом идут его пьесы (в 1992 году к 90-летию писателя в Алма-Ате прошел театральный фестиваль, который впервые в истории театрального искусства Казахстана состоялся в рамках творчества одного драматурга. В нем приняли участие 7 театров республики).
Литературное наследие, хотя сравнительно немногочисленно, но охватывает почти все жанры. Масштабность, философское обобщение - одна из отличительных особенностей творческого мышления Г.Мусрепова. Наверное, поэтому так часто влекла его именно историческая тема и крупные формы (роман-эпопея, многоактная драматическая пьеса). Современник революции, воспитанный этим временем и живший в искренней вере в ее идеалы, писатель стремится отразить в своих произведениях огромные социальные перемены в истории своего народа. Но талант литератора заключался в способности отражать жизнь в ее целостности, во множестве переплетений, а, не выхватывая только определенные, необходимые для воплощения какой-либо идеи, факты и события. Поэтому даже в произведениях с политизированной окраской сюжетов (например, о революционных мятежах, о гражданской войне и т.д.) писатель избежал высокопарности и надуманности, так как отражал в них, прежде всего духовную атмосферу времени. И чаще исторические события в них выступают как внешний фактор, как определенные приметы времени, а глубинный слой заключен в нравственно-психологической стороне проблемы. Поэтому главные мотивы творчества Мусрепова - это вечные темы смысла жизни, поисков счастья, глубины духовности человека, воспевание красоты, любви, материнства. "Прежде всего, меня как художника интересует человек, его жизнь и деяния во всех проявлениях. Душа человека, отзывчивая и просветленная, ее движения в поворотных моментах, скрещение судеб - вот предмет настоящей литературы, объект художественного исследования", - отмечал писатель (3).
Самое высокое достоинство его литературного письма заключено в стилистике слова. Как пишет литературовед З.Кедрина, - "Габит Мусрепов - один из самых собранных композиционно и "выработанных" стилистически казахских писателей. Стиль произведений Г.Мусрепова всегда характеризовался изящной законченностью" (4). Эта отточенность, рафинированность, тонкость письма дали основание многим критикам говорить о нем как о "ювелире слова". Может быть, поэтому его творчество вызывает следующие поэтичные образные ассоциации - "Если среди звезд казахской литературы самая сильная и высокая - звезда Джамбула, то, по-моему, самая красивая, самая нежная, светящаяся как жемчуг - это звезда Габита" (Т.Молдагалиев) (5).
Творения писателя в других жанрах искусства отличаются чертами, во многом схожими с его литературными опусами, а самое главное - почти идентичной историей и судьбой, выпавших на их долю. Показательны в плане сказанного работы Мусрепова в казахском кино. Художественные параметры сценария игрового фильма обычно не входили в круг исследуемых вопросов киноведов республики (да и не только республики). Успех же кинокартины, как произведения синтетического, во многом зависит от его литературной основы.
Представляя наиболее показательные работы писателя в этой сфере искусства, в первую очередь отметим, что Г.Мусрепов стоял у истоков казахского кино, ведь он был одним из авторов сценария кинофильма "Амангельды" (1938 г., режиссер М.Левин), общепризнанной национальной классики. Кинолента была снята после успешной премьеры одноименной пьесы Мусрепова (написанной в соавторстве с Б.Майлиным) в драматическом театре. Закономерно, что фундаментом становления кино как новой области национального искусства явилось именно творчество казахских писателей: пьесы, романы, повести. "Кинодраматургия рождалась как новая область зрелой национальной литературы", - отмечали киноведы этот неоспоримый факт (6). И в дальнейшем успехи кинематографа республики находились в очевидной зависимости от той или иной степени участия казахских писателей в создании кинолент. Большой успех, выпавший на долю "Амангельды", был предопределен многими факторами - участием известных и любимых артистов - Е.Умурзакова, К.Куанышбаева, С.Кожамкулова и блиставших в первых оперных постановках Ш.Жиенкуловой, К.Джандарбекова, К.Байсеитова, а также, несомненно, высоким профессиональным уровнем литературной основы, ее динамизмом, яркостью и выпуклостью образов.
Свойственная творчеству Г.Мусрепова склонность к широте исторической панорамы, эпичности всей атмосферы повествования отличает еще одну вершину казахского кинематографа - картину "Кыз Жибек" (1970 г., режиссер С.Ходжиков, художник Г.Исмаилова, композитор Н.Тлендиев). Как писал сам Мусрепов, - "фильм не только о любви двух молодых сердец. Это философское раздумье о формировании нации, о судьбе народа, его горестях и чаяниях, его вековой мечте о свободе" (7). В сценарии писателя трагедия влюбленных перерастает в философскую эпопею о жизни и смерти, добре и зле, о губительной вражде между людьми и созидательной, но хрупкой силе любви.
"Кыз Жибек" - наиболее удачная экранизация народного эпоса и первая столь масштабная двухсерийная кинолента в республике. Также примечательно то, что картина не стала копией своей знаменитой первоосновы - популярной одноименной оперы, а явилась самобытной интерпретацией эпоса средствами киноискусства. Возможно, именно это и явилось одной из причин сопутствовавшего ей успеха. Подобное "переинтонирование" единого сюжета (притом, нашедшего уже столь совершенную форму в казахской опере), гибкое объединение закономерностей различных видов искусства свидетельствуют о мобильности творческой палитры Г.Мусрепова, о способности писателя к многожанровому видению и отображению явлений.
С именем Г.Мусрепова тесно связана и история казахского музыкального искусства. Творчество писателя предоставило темы для оперных и балетных произведений, которые составили "золотой фонд" национального музыкального наследия. Г.Мусрепов был автором пяти либретто к казахским операм - "Кыз Жибек" Е.Брусиловского, "Туткын кыз" В.Великанова, "Амангельды" Е.Брусиловского и М.Тулебаева, "Ахан-серэ - Актокты" С.Мухамеджанова, "Козы-Корпеш - Баян сулу" М.Тулебаева (осталась незавершенной в связи с кончиной композитора). Последняя тема легла в основу одноименного балета Е. Брусиловского и оперы "Ак Баян" С.Мухамеджанова (также незавершенной). В сохранившейся автобиографии писателя есть упоминание о работе над еще одним либретто под названием "Отан".
Но не только творческие труды - либретто писателя - внесли вклад в историю казахского оперного искусства. Дело в том, что созданию в 1934 году музыкального театра в республике (в очень короткий срок - менее года) во многом способствовали глубоко заинтересованное отношение к судьбе отечественной культуры и организаторские способности писателя, работавшего в те годы начальником управления по делам искусства при правительстве республики. Он привлек к работе над оперным либретто всех ведущих казахских драматургов. Об этом крайне лаконично упоминается в статье писателя "Наш Би-ага", посвященной Б.Майлину: "После приезда в Казахстан в 1933 г. Л.И.Мирзояна создались исключительно благоприятные условия для бурного расцвета нашего искусства и литературы. Мирзоян сразу же взял в свои руки дело создания казахского музыкального театра. Сектор искусства подчинялся Наркому просвещения Темирбеку Джургенову, человеку красноречивому и решительному, напористому и энергичному. Так как начальником сектора был я, то меня Джургенов и обязал за год открыть театр. В тот же день он попросил собрать писателей и провел собрание. Бейимбет (Майлин) пообещал написать либретто по "Жалбыру" и "Памятнику Шуги", Мухтар (Ауэзов) - по "Айман-Шолпан", я - по "Кыз Жибек". Менее чем через год постановкой "Айман-Шолпан" открылся Казахский музыкально-драматический театр"(8). Мы можем добавить, что постановкой "Кыз Жибек" Г.Мусрепова и Е.Брусиловского театр по праву стал называться оперным.
Об этой странице истории казахского музыкально-сценического искусства вспоминал и знаменитый певец, артист и режиссер оперного театра К.Байсеитов: "Даже в то время, будучи совсем молодым и энергичным, Г.Мусрепов писал очень выразительно и образно, взвешивая слова… Он много сделал в создании и развитии казахского оперного искусства. И больше, чем артисты, испытал на своих плечах трудности и сложности этого дела" (9).
Как видно, роль Г.Мусрепова в процессе становления музыкального искусства Казахстана, несомненно, значительна и весома. Он активно участвовал в судьбе оперного спектакля с момента его зарождения и вплоть до воплощения произведения на сцене, и поэтому оперы по драмам Г.Мусрепова представляют собой примеры музыкально-литературного сотворчества драматурга и композиторов республики. Все либретто писателя обрели сценическую жизнь. Это действительно примечательный и, в какой-то степени, даже неординарный случай в практике писателей-либреттистов, так как многие их замыслы зачастую остаются невостребованными (например, четыре либретто М.Булгакова).
Оперы, вызванные к жизни драматургией Г.Мусрепова, конечно же, обладают схожими типологическими чертами, связанными с воздействием единого стимула. Различаясь по тематике, образному строю, жанровой направленности, они имеют общее в следующих параметрах: тяготение к сквозной, насыщенной драматизмом форме со стремительным развитием сюжетной фабулы; стройность, четкость и логичность всех драматургических этапов ее развертывания. Особо возвышенный, лирико-поэтический строй литературного слога либретто писателя также является одним из объединяющих моментов опер. В центре драм Г.Мусрепова - незаурядная личность, будь то талантливый народный акын или вождь освободительной борьбы, или герои народного эпоса, прекрасные по своей духовности и чистоте. Оперы по либретто Г.Мусрепова - это также драмы сильных характеров - действенных, глубоких, мужественных (Жибек, Бекежан, Науша, Амангельды, Ахан, Актокты). Это еще раз подчеркивает общность типологии данных опер, и даже можно говорить о характерной для них "иной напряженности, истинно шекспировском пафосе больших страстей и могучих характеров" (10).
Тот факт, что первое сценическое произведение Г.Мусрепов написал именно для музыкального театра ("Кыз Жибек") и лишь после этого удачного дебюта создал свои многочисленные драмы, говорит в пользу не только значительной роли Мусрепова в казахской музыкальной культуре. Здесь речь должна идти и о роли музыкального искусства в становлении творческой личности писателя, в определении направленности его художественных исканий.
Завершить работу можно показательным высказыванием Г.Мусрепова, раскрывающим его отношение к музыке: "Относительно музыки у меня есть одна-единственная, может быть, наивная истина, перед которой я преклоняюсь как перед божеством. Это - человек с песней в устах не может ни оскорбить, ни ударить, ни тем более убить другого человека. Отсюда я делаю для себя вывод, что музыкальное воспитание человека - одна из больших проблем, один из решающих факторов, смягчающих характер и нравы людей, пробуждающий в душе человека созвучие благородных линий поведения. К служителям музыки у меня особое уважение, особая любовь к их труду" (11). Наша же работа - дань глубокого уважения, почитания личности и творчества писателя-классика казахской литературы Габита Мусрепова, внесшего огромный вклад в развитие художественной культуры Казахстана.

Литература

1. Казахстанская правда, 1986, 2 января.
2. Мусрепов Г. Однажды - и на всю жизнь. Повести и рассказы. Алма-Ата, 1961, с. 52.
3. Казахстанская правда. 1982, 21 января.
4. Кедрина З. Из живого источника. М., 1966, с. 235.
5. Цит. из кн.: Жумабеков Г. Мусрепов Г. Алматы, 1989, с. 85.
6. Очерки истории казахского кино. Алма-Ата, 1980, с. 183.
7. Там же, с. 195.
8. Мусрепов Г. Черты эпохи. Алма-Ата, 1970, с. 260
9. Байсеитов К. На всю жизнь. Алма-Ата, 1981, см. 195.
10. Здесь мы перефразировали положение Д. Житомирского о соотношении "Шекспир и Шостакович" из статьи: Житомирский Д. Шекспир и Шостакович // Дмитрий Шостакович. М., 1967. С. 128.
11. Мусрепов Г. Черты эпохи, с. 274.