Блоги членов МАИН

Эликсир возвращенной молодости

или

концепция «Радикального продления жизни»

 

 

Все пять тысяч лет своей истории (если считать от начала правления лугаля города Урука Гильгамеша, о чем нам вещает древнейший памятник шумеро-аккадской клинописи – высеченная на глиняных табличках поэма «О все видавшем») человечество испытывало предельно глубокий и всепоглощающий интерес к идее собственного бессмертия и продления индивидуальной жизни. Логично будет предположить, что тема эта привлекала человека всегда, еще в доисторические времена. Вероятнее всего, она сопровождала сознание Homo sapiens с момента его фактического появления в этом мире, как человеческого существа.

Трудно предположить, что когда-то человек мыслящий и чувствующий был готов смириться с собственной смертью, с безвозвратным уходом из светлого, радужного мира в котором он родился, бывал, счастлив, любим и бесконечен в каждом мгновении. Еще труднее представить, что последний период жизни, предрешающий уход, мог бы порадовать человека своей немощью, дряхлостью, обилием болезней и потерей надежды на будущее. Мы говорим о старости.

Именно, этот последний возрастной период нашей жизни, как будто специально выстроен нисходящей в могилу лестницей. Лестницей на каждой ступеньке, которой мы оставляем частицу своих сил, молодости, здоровья, бодрости и самой жизни. Раздающиеся, время от времени, оды старости, как вершине земного существования, наполненной опытом, мудростью, спокойствием и неким «внутренним светом познания» порождены, скорее всего, априорным осознанием фатального бессилия человека перед наступающим бесконечным небытием.

Старость унизительна и безжалостна по отношению к человеку. Биологическая целесообразность старения, вскрытая еще Августом Вейсманом в его первой геронтологической статье, теряет смысл в отношении человека. Ведь он живет в искусственной среде. Старение теперь не способствует развитию нашего вида и не защищает наших потомков от вымирания, как прочих млекопитающих.

Но это не главное.

Исключительность человека во Вселенной, утверждает Антропный космологический принцип. Привилегированное место человека в мире выводится исходя из существующей связи мировых констант (скорость света, постоянная тяготения, локальная пространственная неоднородность и др.). Человек исключителен и следовательно исключительны его цели. Но старение прерывает нашу целеустремленность в мироздании, не позволяя реализовать себя как высшее чувствующее и мыслящее существо. Множество незаконченных дел, идей, творческих проектов превращают нашу жизнь в полет без цели и смысла.

Не стоит говорить уже и о том, что старость несет страдания, страх, боль, одиночество и забвение. Старение вырывает нас из общественных связей, а немощь и дряхлость лишает привычной жизни и ее радостей.

Так было всегда и поэтому жажда обретения второй юности никогда не оставляла человека.

Мечта о бессмертии или, по-крайней мере, о продлении, столь краткой жизни не покидала человека ни в один из периодов его истории. Об это свидетельствуют бесчисленные легенды, мифы, баллады, религиозные трактаты и священные книги всех народов мира. Какую бы форму не обретала эта мечта – бесконечная жизнь на Земле, жизнь после смерти, жизнь в потусторонних мирах, стремление к ней всегда была главной сверх идеей Homo sapiens. Утрата собственной жизни мыслится человеку абсолютно неприемлемой.

Обращение к практике противостояния человека, неотвратимости старения и смерти открывает удивительную картину. В поисках средства способного продлить жизнь, сохранить здоровье и жизненные силы, а также отдалить, казалось бы, безысходную кончину человек перепробовал практически все мыслимые и немыслимые субстанции нашей Земли. Один только их перечень занял бы сотни страниц. Но для полноты повествования попытаемся вспомнить хотя бы самые экзотические.

В древности владыки восточных народов собирали дыхание девственниц во флаконы и выпивали содержимое в надежде на омоложение. Были повелители, которые на сон грядущий окружали себя юными девами и так почивали в надежде перенять их молодость. Магическую роль отводили крови юных. Её пили, ею умывались, в ней купались, наполняя ванны и убивая ради этого десятки молодых людей. Достаточно вспомнить историю венгерской графини Эльжбеты Батори. На протяжении десятков лет ею были убиты ради омоложения около 650 девушек (хотя точное количество жертв неизвестно).

Осталась полумифической история французского маршала Жиля де Монморанси-Лаваль, барона де Рэ. В исканиях вечной юности маршал Синяя Борода убивал путем удушения мальчиков. Согласно поверьям из семени умирающего девственника вырастает цветок мандрагоры, дающий его владельцу молодость на долгие годы.

А вот рецепт из древнеперсидского манускрипта. «Взять человека, рыжего и веснушчатого, и кормить плодами до 30 лет. Затем опустить его в каменный сосуд с медом и специями и герметично закупорить. Через 120 лет эликсир молодости будет готов».

На протяжении тысячи лет изготавливался божественный териак – препарат созданный по заказу понтийского царя Митрида́та VI Евпатора. Десятки трав, смешанных по строго отмерянным долям, настоянных годами должны были принести ожидаемый результат. Но, увы.

Нобелевский лауреат Илья Ильич Мечников около 20 лет пил с целью торможения процессов старения «кисло мляко» - болгарский кефир и даже питался чистой культурой болгарской кишечной палочки (то есть просто ел микробов). Однако, достичь успеха не сумел.

Богданов Александр Александрович - российский врач, мыслитель-утопист, ученый-энциклопедист предложил обменное переливание крови и полное кровезамещение между молодыми и старыми революционерами (работы шли в 20-х годах 20 века в России). Первые результаты были вдохновляющими, но затем начались неудачи. Для самого Богданова очередное переливание закончилось трагически: во время одиннадцатого обменного переливания со студентом наступило отторжение и смерть. Студент выжил.

Рецептам нет числа. Список можно продолжать бесконечно. В сравнении с подобными экстравагантными подходами бесчисленные «эликсиры вечной молодости» на двух зубчиках чеснока, соке 6 лимонов, сухих плодах шиповника с измельченной сухой крапивой и спорышом, 20 желтках перепелиных яиц, 400 гр. меда, 50 мл. оливкового масла, медвежьих ушках, свиных хвостиках и прочем и прочем - это просто детский лепет, не приносящий, разумеется, никакой фактической пользы.

 

Повторимся. Человечество за пять тысяч лет перепробовало практически все твердое, жидкое, газообразное, мифическое, мистическое, научное и лженаучное в поисках способа продлить собственную жизнь. И сегодня можно с уверенностью сказать следующее: нам не удалось гарантировано продлить свою жизнь, даже на один день. Когда приходит время, мы умираем от старости (вернее от болезней, ассоциированных со старением) тогда и так, когда и как это станет угодным провидению, или судьбе, или богу, или микробам, но только не нам с вами.

Усилия геронтологической науки, разумеется, не были напрасными. Собран огромный фактологический материал о процессе старения, разработаны и проданы интересные геропротекторы, влияющие на отдельные звенья возрастной цепи, сформулированные бесценные советы о здоровом образе жизни лиц пожилого возраста. Однако главная цель всего поиска – продление человеческой жизни не стало ближе к нам ни на йоту.

Что, впрочем, не удивительно. Анализ тематики геронтологических научных статей показал крайне низкое обращение ученых к проблеме Радикального Продления Жизни. Лишь менее одного процента исследований посвящено вопросу преодоления видового лимита продолжительности жизни человека.

Геронтология отказывается заниматься той познавательной средой, в которой «сопротивление материала» выше всего. Проблема бессмертия не поддается натиску исследователей тысячи лет и не похоже, что она готова сдаться и сегодня.

Разговоры о том, что стоит излечить «старческие» болезни и мы проживем намного дольше — мало аргументированы. Если бы медицина уже сегодня была способна избавить людей пожилого и старческого возраста, от этих болезней, она бы это сделала. Медицина не нуждается в специальных рекомендациях «со стороны», чтобы решить свои насущные задачи оздоровления. Но лечение многих «возрастных» болезней все еще неразрешимая задача.

И возникает вопрос, а возможно ли вообще продлить человеческую жизнь в 2, 4 или 10 раз? Способен ли человеческий организм прожить столетия? Не противоречит ли это законам природы?

Не противоречит.

Никоим образом. Как раз наоборот. Сложнейшая биологическая система организма Homo sapiens обладает огромными резервами и жизнестойкостью. Но дело не только в этом.

В первую очередь вопрос в том, что жизнь на Земле была создана элементарно бессмертной.

Возникшая в виде одноклеточных организмов жизнь передавалась от клетки к клетке и фактически эта линия жизни ни разу не прервалась до сего дня. В качестве классического примера приведем деление одноклеточного организма — парамеции. Оно проистекает в эксперименте уже в течение 8400 поколений.

Но и более сложные многоклеточные организмы тоже проявляют чудеса пренебрежимого старения, долгожительства и просто бессмертия.

У растений самая большая продолжительность жизни у сосны остистой и баобаба - 4-5 тыс. лет, у секвойядендрона гигантского, тисса, кипариса - до 3 тыс. лет, дуба, каштана, грецкого ореха - свыше 2 тыс. лет. Среди животных наибольшая продолжительность жизни у черепах (свыше 150 лет), пластинчатожаберных моллюсков (до 100 лет), некоторых рыб (осетровые - до 100 лет), слонов (60-70 лет), ряда птиц (филин - до 70 лет, кондор - до 40 лет), самое долгоживущее млекопитающее - Гренландский кит живет до 210 лет.

Туатара - редчайшее пресмыкающееся, единственный и очень древний представитель подкласса клювоголовых пресмыкающихся, которые живут на нашей планете с Триасового периода. Туатары живут до 200 лет и в возрасте далеко за 100 лет еще могут иметь потомство, что было зафиксировано в музее Саутленда, Новая Зеландия.

Галапагосские черепахи, пожалуй, самые известные из земных долгожителей. Подтвержденный абсолютный рекорд по продолжительности жизни позвоночных животных также принадлежит галапагосской черепахе - 250 лет. Также долгожитель и змеевидный коралл. Продолжительность жизни одного полипа невелика, но не в случае змеевидного коралла. У этого вида отдельный экземпляр живет до 400 лет. Антарктические губки и подобные им виды в антарктических водах растут очень медленно и при очень низких температурах. Оценки, основанные на измерении увеличения роста в течении одного года, дают ошеломляющие результаты. Двухметровая губка, обитающая в море Росса должна иметь возраст 23 000 лет!!! Хотя, если принимать во внимание данные об изменении уровня моря в тех местах, возраст губки не может превышать 15 000 лет.

Но есть и абсолютные рекордсмены среди многоклеточных. Это крошечная (0,5 см) медуза Turritopsis nutricula. Своей смертью, от внутренних причин, медузы Turritopsis nutricula просто не умирают. Они бессмертны. Эти существа, представляющие класс гидрозоев, умирают, только если их съедят или убьют. Все дело в том, что в отличие от большинства медуз, которые умирают сразу после размножения, этот вид после того, как состарится - начинает молодеть, превращаясь в ювенильный полип. И так цикл за циклом. Морские биологи в настоящее время не видят ограничений возможному количеству таких циклов.

Также истинно бессмертна Пресноводная гидра — хищный полип размером в 2 сантиметра. В верхней части тела гидры, чуть ниже щупалец, находится зона, где расположены стволовые клетки. Из этой зоны новые клетки мигрируют к местам функционирования, где дифференцируются в покровные, нервные, стрекательные. Затем их сменяют другие молодые клетки, приходящие из пояска интенсивной пролиферации. Этот процесс идет бесконечно, и гидра живет неограниченно долго, не проявляя признаков старения. Но при одном непременном условии: благоприятной внешней среде. Стоит случиться незначительному природному катаклизму - изменению температуры или состава воды - и деление клеток замедляется, гидра стареет и гибнет. Поэтому гидра бессмертна лишь потенциально.

Длительная жизнь возможна и для многоклеточных организмов, что весьма значимо для поиска метода Радикального Продления Жизни. Ведь человек тоже многоклеточное существо.

Человек прожив свой жизненный цикл умирает от внутренних причин. Геронтология квалифицирует эти причины как процесс старения. Старение всегда приходит в определенный срок и человек, как и любое другое животное, органичен, так называемым Видовым Лимитом продолжительности жизни. Видовой Лимит у человека определен в 115 — 120 лет. Во всяком случае, достоверно зарегистрированные случаи превышающие это срок не известны.

Максимальный зафиксированный возраст был отмечен у француженки Жанны Кальмон — 122 года 164 дня. Но умерла она не от болезней, как подавляющее большинство. До ста лет она каталась на коньках и ездила на велосипеде. Затем пришлось пересесть в инвалидную коляску, потом отказал слух, еще через месяц зрение. Организм Жанны медленно отключался, звено, за звеном. Она дряхлела и увядала как и должно быть при истинной старости. Поэтому наши попытки продлить жизнь за видовой лимит бессмысленны. Организм человека угасает в процессе старения. Старение - энтропийный процесс. Даже если удастся оздоровить стареющий организм, одряхление будет неуклонно прогрессировать и, в конечном счете, приведет человека к немощи, слабости, полной дезадаптации в социуме. То есть последний период жизни придется провести прикованным к постели, осознавая приближение смерти.

Поэтому когда мы разрабатываем метод Радикального Продления Жизни, то есть планируем выйти за Видовой Лимит продолжительности жизни — у нас остается один путь — обратить возрастной процесс вспять и прийти к более раннему биологическому возрасту. Только методом возрастной инверсии мы добьемся своей цели. То что это, в принципе возможно для многоклеточных, нам уже показала маленькая медуза Turritopsis nutricula.

Разумеется биологически медуза и человек объекты совершенно разного уровня развития, но общие законы биологии у них сходны.

Именно поэтому, используя общие биологические принципы нами была разработана Пятиуровневая Нативная Процедура (ПНП), теоретически дающая возможность осуществления возрастной инверсии для человека. Основанная на природных принципах развития и увядания организма высших приматов ПНП должна обеспечить снижение биологического возраста примерно на 2 — 3 десятка лет. Сама процедура проводится в течении нескольких месяцев. Мало того, есть надежда на возможность одно- или двухкратного повторения этой методики, что в принципе позволит достичь двойного срока жизни.

Для подтверждения теоретических выкладок ПНП необходимо провести ряд итоговых экспериментов. Если будет получена финансовая поддержка со стороны государства или частных доноров, то столь желаемое решение продления жизни окажется намного ближе, чем мы думаем. Экспериментальная программа ПНП рассчитана на 1,5 — 2 года.

Мы не напрасно начали рассказ с «Эпоса о Гильгамеше». В этом литературном источнике человечества солидная часть текста посвящена истории поисков бессмертия. Бесконечно труден и опасен был путь Гильгамеша к вечной жизни. Но едва удалось герою добыть волшебный тёрн, дарующий искомое бессмертие, как тут же хитрый змей похитил колючее растение и исчез с ним в глубокой норе. Горько плакал Гильгамеш поняв, что не быть ему вечноживущим, не сравняться с богами и вернулся ни с чем с свой Урук.

 

 

Может случиться так, что уже получив в руки искомый метод мы его утратим, так и не завершив работу. Но, думаем, в поисках длительной жизни нужно испытать каждый шанс, который нам дается. Нужно преодолеть все препятствия ради возможной молодости, продления жизни и борьбы со смертью.

Last modified on
Hits: 277
0

Известный казахстанский исследователь-ойратовед Марал Томпиев считает, что альтернативный взгляд на, казалось бы, устоявшиеся факты прошлого помогает по-новому понять и переосмыслить те или иные фрагменты национальной истории. И в этом плане не является исключением период казахско-джунгарских войн первой половины XVIII века, когда это противостояние приобрело особенно ожесточенный характер, и, тем не менее, именно эти события сыграли важную роль в консолидации казахской нации.

Подробнее

Last modified on
Hits: 569
0

Джунгарское нашествие 1723–1725 годов получило в истории название «Ақтабан шұбырынды». Эта казахская идиома дословно непереводима на русский язык. По смыслу это «бегство до побеления пяток». Казахи убегали, теряя скот, пастбища, имущество. Историки и публицисты любят описывать бедствия нашего народа в те годы, зверства джунгар и огромные потери казахов. Да, действительно, джунгары захватывали скот и имущество казахских аулов, но при этом не уничтожали поголовно людей. Это впоследствии «Ақтабан шұбырынды»  оброс мифами, как старый дом паутиной. Они появились еще в XIX веке и были попыткой оправдать поражения внешними факторами, а в прошлом столетии их умножила «война историй» между СССР и КНР.

Подробнее

Last modified on
Hits: 532
0

От нашей страны с товарами казахстанского клейма выступили 25 компаний. Среди них – крупнейший производитель мороженого в Центральной Азии и первый экспортер казахстанского мороженого на иностранные рынки «Шин-Лайн», кондитерская фабрика «Рахат», производитель соков «Raimbek-Bottlers», компания по производству и декорированию стеклотары «Алматы Стекло». По предварительным оценкам выставку посетили более 60 тысяч посетителей

Last modified on
Hits: 519
0

Живописцы  Бострем и  Риттих.  Алматинская палитра блистательных  мастеров  искусства

Художественное наследие творцов  прошлого времени , оставивших след в истории и культуре России ,  Казахстана и Украины , отразилось в десятках биографиях, прежде всего в жизни и судьбе  Георгия Бострема и Александра Риттиха. Тезисы  избранных докладов академика МАИН Владимира Проскурина  вошли в  сборник докладов  ХIV  Международной  научно - практической  конференции  по теме  "Украина и франкоязычный мир: формирование нового мышления" (17-19 мая 2018 г. )  . Организатор ежегодных конференций  Черноморский университет им. Петра Могилы ( г. Николаев). Непременный и постоянный  куратор секции  "Язык современного искусства: невербальная коммуникация" , заведующая  кафедрой  романской филологии Т. С.  Каирова . Выражу коллеге  благодарность  за участие в международной  конференции.

Last modified on
Hits: 1419
0