Блоги членов МАИН

 

 

- Не ты ли кучер графа Сен-Жермена?

- Да, мсье, кучер.

- А скажи, кучер, правда ли, что твоему господину четыреста лет? 


- Не знаю точно. Но за те сто тридцать лет, что я служу моему господину, его светлость ничуть не изменились. 

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                   

 

Гонка за горизонт или Подарок для Агасфера

 

Безумная идея о личном бессмертии и вечной юности пребывала с человеком, по-видимому, всегда. Безумная, безусловно. Почему? Скорее всего, потому, что абсолютно ничего, в реальной жизни, не давало Homo sapiens оснований рассчитывать на воплощение этой мечты в реальность. Ни-че-го.

Напротив, весь окружающий человека мир стремился, как можно убедительнее, доказать единственному мыслящему млекопитающему, что сократить его жизнь предельно легко, что кончина его неизбежна и естественна, что молодость — зыбкое мгновение, а небытие — вечность. Люди рядом с ним рождались, старели и умирали, уходя навсегда. Ценность жизни и в пределах общества, и в дикой природе,  исчислялась каплями пота и крови, которые можно было выжать из неумолимо дряхлеющего тела. И, тем не менее, ни одна человеческая утопия не клокотала в сознании Homo столь страстно, непрерывно и ярко, как идея об избавлении от смерти и сохранении молодости. В мифах, сказках, библейских притчах и балладах, в самые неожиданные прорывы познания вплеталась, слепящими разум нитями, невероятная мысль о вечной жизни. Вся доступная нам человеческая история, насквозь пронизана фантазией о бессмертии.

Прагматичный XX век не стал исключением, и вписал слова древней задумки в контекст собственного формализованного бытия. Тщательно перелицованная на язык науки, архаичная легенда о безумной попытке ускользнуть из лап смерти, стала предметом строгого анализа и вдумчивого эксперимента. А сам объект научного внимания — стареющий человек - единственным, но предельно заинтересованным зрителем в собственном анатомическом театре.   

Проросшие на плантациях человеческой любознательности плоды научного просвещения — танатология, геронтология, гериатрия пообещали привести нас в тот прекрасный сад, в котором мы были бы вечно молоды и бессмертны. Мы ждем, что со дня на день наука одарит нас волшебным зельем и воплотится многовековая мечта человечества. Кажется, уже рукой подать...

 

 

Первые попытки, первые неудачи

 

Наиболее известным древним манифестом человеческих притязаний на бессмертие стал стародавний шумеро-аккадский эпос о Гильгамеше, лугале (царе) города Урука. Созданные в третьем тысячелетии до н.э. шумерские сказания о Гильгамеше были обработаны в VII-VI вв. до н. э. и слились в аккадском эпосе. Написанная на глиняных табличках «Песнь о все видавшем», - самыйполный из трех вариантов эпоса (т.н. Ниневийскаяверсия) - сокровищница поэзии Двуречья, повествует о дружбе правителя шумерского города Урука, со степняком Энкиду, о смерти его друга и последовавших затем поисках бессмертия. Гильгамеш был сыном бессмертной богини Нинсун и смертного мужа Лугальбанды и на две трети считался богом, но даже это не спасало его от грядущего небытия. И он отправляется к своему предку Утнапиштиму, единственному, среди людей, вместе с супругой, получившему бессмертие - дар богов. Бессмертный предок сжалился и рассказал, мол, необходимо не спать шесть дней и семь ночей, после чего  надо погрузиться на дно моря и сорвать там колючий терн, что таит в себе сок, освежающий силы и омолаживающий тело. Гильгамеш преодолел все преграды и вынес талисман на поверхность. «Тщательно берег он волшебный куст, хранящий в себе тайну молодости. - говорится в табличках - Он решил привезти его в Урук и дать отведать самому ветхому старику его сока. Если тот помолодеет, то и он сам вкусит от чудесного растения и вернет себе юные силы... » .

На обратном пути, домой увидел Гильгамеш бассейн, наполненный свежей водой. Захотелось ему окунуться в воду и смыть с утомленного тела пыль и пот. Но пока он плавал, появился из своей норы змей, в мгновение ока похитил волшебный терн, и скрылся вместе с ним под землей. Заплакал Гильгамеш, поняв  тщетность своих надежд. «Понял, что не отвратить ему надвигающуюся старость и не отдалить час смерти, предопределенный ему богами, - заунывно вещала глиняная табличка. - С горечью в сердце вернулся он в свой город Урук и покорно стал ожидать страшного и неизбежного конца».

Нужно отметить, что вороватое пресмыкающееся еще не раз испортит нам обедню. Именно его, искусителя, заботами мы будем изгнаны из рая, и (опять-таки!) лишимся бессмертия. Впоследствии, змей еще будет появляться в мифах разных народов, исполняя ту же безобразную роль. Но, это к слову...

Особо отметим, что уже в шумерскую эпоху обретение бессмертия неразрывно связывалось с достижение вечной молодости. Древнегреческие мифы продолжили эту тему со свойственным им натурализмом. В частности, в мифе о богине утренней зари Эос и ее возлюбленном Тифоне. Розовоперстая Эос, влюбилась в прекрасного сына троянского царя Тифона. Она умолила олимпийских богов даровать ему бессмертие. Но коварные боги подарив Тифону бессмертие, не наделили его вечной молодостью. Да, смерть обходила Тифона стороной, но старость пришла к нему в положенное время. Он высох, поседел, замкнулся в себе. Постепенно Эос остыла к своему возлюбленному. А Тифон, превратился в сверчка, и высохший и сморщенный, стрекочет и по сей день.

Вся мифология, все древние легенды, вся эпическая поэзия пронизаны одной мыслью — боги юны и бессмертны, человек же всегда умирает в свой срок. Любые попытки отнять у богов их прерогативу - вечную молодость и вечную жизнь были в глазах творцов легенд обречены на провал. Почему? Возможно, никто из авторов мифов не мог понять, что же делать с ЧЕЛОВЕКОМ, внезапно обретшим бессмертие и что должен делать сам ЧЕЛОВЕК ставший вечным. Не бог, не демон, не ангел, наконец, чей исключительный смысл существования — славить Господа, а обычный человек, способный одновременно быть и святым и падшим негодяем, и творцом и разрушителем, и гением, и тупицей из тупиц.

Один из немногих, широко известных эпизодов с облачением человека в божественную одежду бессмертного, также не дает окончательного ответа на этот вопрос.  Легенда об Агасфере и ряд сходных по сюжету и смыслу сказаний — о Прометее, разгневавшем богов и обреченном на вечные муки, о Сизифе, наказанном за непокорность и вечно закатывающем камень на гору, о Каине, также, как и Вечный Жид, осужденном на вечные скитания — образец беспредметности человеческой судьбы в бесконечности своего времени. Легенда об Агасфере нашла широкое отражение в литературных, живописных и музыкальных опусах. Одна из причин этого - прямая сюжетная линия, которая состоит в «проклятии» Агасфера Христом. Образ иудея-ремесленника, отказавшего Сыну Давидову в краткой передышке в крестном пути на Голгофу; отказавшего в самый критический момент его земного существования, безусловно, не мог не вызвать широкого эмоционального отклика, воплотившегося во множестве картин, романов, поэм, диссертаций и литературных апокрифов.

Позволим себе каткий экскурс. Наделение простого смертного редчайшим даром Богов «в наказание», нуждается в кратком, но более пристальном рассмотрении. Предлагаемая, классическим вариантом легенды, версия о карательном характере Дара не просто сомнительна. Она явно проистекает из патриархально-архаического мировоззрения, с присущей ему инстинктивной практикой мщения, как универсального ответа на любой враждебный акт. Но мщение с его неизбежным имманентным страхом, катастрофически противоречит парадигме прощения, основанного на абсолютной любви, проповедуемой Христом на протяжении всего Его земного бытия. Призыв Христа к любви не имеет границ, и так же бесконечно Его прощение. Иисус отвечает апостолу Петру на вопрос о прощении - «... не говорю тебе: «до семи», но до семижды семидесяти раз» (Матф. 18:21-22). Ответив величайшим даром на бесконечный грех, оттолкнувшего его Агасфера, Иисус подтверждает главную истину Своей проповеди — любовь к Богу и подобная ей любовь к ближнему. По-иному выглядит в таком свете бессмертие,  данное Агасферу. В рамках подобного взгляда «обещание» жизни до «Его второго пришествия» уже не смотрится банальной насмешкой. Скорее, это пример вечной жизни, который оставил уходящий Мессия. Ценность же этого Дара не умаляет неспособность человека распорядиться им в должной мере.      

Однако и в этой легенде дар долгой жизни не переходит границ смертности человека. Агасфер уйдет в мир иной в день Второго пришествия. Любая длительность обретает свое окончание. Для человека, подспудным, но существеннейшим моментом жизни всегда было знание конечности своего бытия.  Конечность нашего земного пути неотвратимо говорит о смысле человеческого удела, о предназначении человека. Проблема смерти фундаментальна в своей постановке, затрагивая предельные основания бытия.

Итак, вечностьнашей земной жизни под большим вопросом. Но иной смотрится проблема продления индивидуальной жизни без недугов и телесных страданий. Неужели предел в 70 лет — окончательный приговор и смерть в немощи и старческих недомоганиях - единственный возможный исход для «венца природы»?! Геронтологи давно пришли к выводу о том, что старение не является неотъемлемым атрибутом земной жизни и в частности жизни млекопитающих. Оттолкнувшись от этого неоспоримого факта ученые создали гипотезы, в которых механизмы старения человека раскрывают свои уязвимые места. Как сказал один шутник: «Победить старость легко - достаточно сломать механизм старения».

Продолжение гонки, или Морковка уже близко

Мы намеренно опустили волнующие перипетии битвы средневековых алхимиков с тайнами четырех элементов. Языческая ересь проиграла борьбу в попытках получить из «философской ртути», красного льва  и черного дракона, уникальный философский камень, превращающий свинец в золото, старца в юношу и, за несколько часов, сухое зерно в сладкие плоды. Золото получить не удалось. А традиции поиска эликсира молодости подхватили современные геронтологи. И надо признать небезуспешно.

Первый из тех, кого необходимо вспомнить - это Мечников Илья Ильич. Не только потому, что именно он ввел в научный и медицинский обиход термины «геронтология» и «танатология». И даже не потому, что он первый поставил на себе полновесный, развернутый гериатрический эксперимент. Именно Мечников, первый с микроскопом и чашкой Петри в руках попытался разобраться в причинах старения и взялся избавить человечество от старости строго научными методами. Изучать старение он начал на животных. Вот как описывает Поль де Крайф этот процесс: «... Со всех сторон ему присылали многолетних поседевших собак и древних котов; он торжественно опубликовал статью о попугае прожившем до семидесяти лет; у него в саду жили две старые черепахи-самца, и он пришел в неописуемый восторг, когда эти почтенные животные — в  возрасте восьмидесяти шести лет, сочетавшись браком с двумя черепахами-самками, сделались отцами целых выводков черепах». Теоретической основой  геронтологии Мечникова стала идея о затвердении артерий, как первопричине старения. Мечников, исследуя затвердение артерий, предположил удивительную причину этой патологии — аутоинтоксикацию. Будучи микробиологом Илья Ильич обратил внимание на очевидную (для него!) причину самоотравления: «... гнилостные бактерии, паразитирующие в наших  толстых кишках, несомненно, являются одной из важнейших причин затвердения артерий и наступления ранней старости!». Он  обнаружил и лекарство от аутоинтоксикации — болгарскую молочнокислую палочку, открытую молодым болгарским микробиологом Стаменом Григоровым. И с этого дня началась гонка за долголетием, а точнее - бег от старости. Мечников принялся в огромных количествах употреблять кислое молоко (кисело мляко - болг.) или болгарский йогурт. Попутно он исследовал и публиковал свои соображения о полезности этого продукта. Под конец жизни он стал употреблять чистую культуру молочнокислой бактерии и питался ее несколько лет подряд. Почти двадцать лет он придерживался, предписанной им же самим диеты. Он благополучно и активно  трудился до последних дней и умер в возрасте семидесяти одного года от инфаркта миокарда в Париже. Похоронить себя он завещал на территории пастеровского института, что и было исполнено.

Старость не есть обязательный атрибут жизни, то ее можно исключить из жизненного цикла. Эта идея, прямо проистекающая из теоретических эволюционных посылок Вейсмана, дала жизнь нескольким современным гипотезам, открывшим новые страницы в геронтологии. Сменились времена, и место главного ингредиента эликсира молодости - толченной жабы, высушенной в тени столетнего дуба, заняли хитроумные закорючки хромосом на снимках, сканирующих зондовых микроскопов. В изобильном многообразии гипотез, ведущих к долголетию, сегодня стоит выделить три направления, наиболее активно разрабатываемых биологами и медиками. Первая — теломерно-теломеразная гипотеза Алексея Оловникова, вторая — пептидная, геропротекторная теория Владимира Хавинсона и третья — масштабная разработка концепции феноптоза и реактивных форм кислорода Владимира Скулачева. Уже по одному этому списку видно, что геронтологи всерьез взялись за работу. Но что бы понять насколько близко подошло человечество к решению тысячелетней проблемы старения, руками ученых мужей, необходимо взглянуть на плюсы и минусы упомянутых идей.

 

Финишная прямая или горизонт впереди

Первая морковка. Мозги в песках

Алексей Оловников первым выстрелил в цель в далеком 1966 году. Тогда, в середине 60-х годах Леонард Хейфлик обнаружил, что в культуре  соматических клеток (in vitro) существует лимит их митотического удвоения (примерно, от 50 до 70 делений) и в1971 году А.М. Оловников, объясняя открытие Хейфлика, выдвинул теорию маргинотомии. Он утверждал – предел клеточных делений и начало старения возникает вследствие недорепликации теломер - т.е. последовательностей ДНК на концах хромосом. С каждым делением теломеры на концах хромосом становятся все короче и в конце концов ДНК теряет способность к редупликации (удвоению). Со временем не делящихся клеток становится больше, чем активно делящихся и организм начинает стареть. Взгляды Оловникова позволили понять, что "нестарение", например, бактерий обусловлено кольцевой формой ДНК, а теломеры в стволовых и раковых клетках защищены благодаря постоянному – при каждом делении клетки – наращиванию теломера особым ферментом – тандем-ДНК-полимеразой (теломеразой).В начале1998 г. на теорию российского ученого обратили вниманию западные исследователи.Компания «GERON» (Калифорния) заявила о разработке метода, способного затормозить старение клетки, что позволит значительно продлить жизнь людей. СМИ радостно провозгласили о скором появлении «эликсира бессмертия», а «GERON» почти вдвое поднял стоимость своих акций.

В 1998 году Джек Шостак, Кэрол Грейдер и Элизабет Блекберн подтвердили теломеразный механизм экспериментально, омолодили культуру клеток с помощью теломеразы, а затем и получили Нобелевскую премию (2009 г.)  Ученый мир довольно быстро узнал в открытии американцев механизм старения клетки,  теоретически предсказанный двадцать семь лет назад именно... А. М. Оловниковым, занимавшимся этой проблемой и посвятившим ей свой доклад на конгрессе геронтологов в 1971 году.  Но американские ученые оказались людьми объективными, и сейчас благодарят российского коллегу за высказанную им тогда идею (его портрет даже висит на видном месте в одной из американских лабораторий). Но насколько же мы приблизились к бессмертию? Ведь нобелевские премии зря не дают. Оказывается - дают... Пока американцы трудолюбиво потели над разработкой теломер, автор идеи — биолог-теоретик Алексей Матвеевич Оловников опроверг, вернее существенно переработал собственную теорию.

Новая теория более убедительна, так как более системна, и объясняет не только механизм старения, но и прочно увязывает этот механизм с биологическими часами млекопитающих. Задача Оловникова состояла в том, что бы увязать внешнее, «объективное» время, с биологическим временем стареющего организма. Ученый выстроил следующую цепочку событий, протекающих в организме. Все земные организмы с постоянной периодичностью испытывают, регулярно меняющееся гравитационное влияние Луны. Эта гравитация сказывается, в первую очередь, на эндокринной системе человека, в частности, на гипоталамусе и эпифизе, находящихся в головном мозге Homo. Учитывая, что эпифиз регулирует целый ряд важных реакций организма, а в связи со сменой освещенности, эта регуляция - циклична, можно считать его регулятором "биологических часов" в организме. Так вот, в эпифизе почти всех взрослых людей обнаружили достаточно прочные неорганические песчинки - мозговой песок - отложения солей кальция. Песчинки размером от 5 мкм до 2 мм по форме напоминают тутовую ягоду, то есть имеют фестончатые края. Состоят из органической основы - коллоида, пропитанного фосфатными солями кальция и магния.

Именно эти песчинки реагируют на изменение гравитационного поля Луны.  С увеличением гравитации они давят на нежную ткань эпифиза вызывая выброс мелатонина и серотонина. Резкий гормональный выброс "дирижера" эндокринной системы, - как Вальтер Пьерпаоли, назвал эпифиз, в свою очередь вызывает интенсификацию генной транскрипции ДНК. Но чем же так опасна интенсивная транскрипция? И вот здесь, Оловников делает «ход конем». Существует еще один интимный генный механизм, напрямую связанный с процессом старения организма. На концах хромосомной ДНК гипотоламуса, есть, так называемые субтеломерные участки. И выглядят эти маленькие ДНК как петельки на большой ДНК. Этипетельки Оловников назвал редумерами или хрономерами.Они-то и являются «биологическими часами». Интенсивная транскрипция ДНК укорачивает хрономеры, чисто механически обрывая их кончики — акромеры, в местах их заякоривания. Итак, хрономеры стали короче. Но что происходит дальше? Места крепления концов хрономер на хромосомной ДНК всегда находятся на одном и том же стандартном расстоянии друг от друга. И хрономера, как некая петля или пружина, с каждым обрывом и перезакреплением все сильнее натягивается между этими точками. В хрономере нарастает так называемое торсионное (крутильное) напряжение, которое остановливает копирование информации с ДНК. То есть, сигналом старения является падающая продуктивность редумерныхрегуляторных генов. Не теломерных, а хрономерных! И количество прожитых лет, эпифиз человека запоминает укороченными акромерами, а не теломерамибольшой ДНК.

Так А.М. Оловников, сделав новый шаг в биологии отдалил наши надежды на скорейшее получениезаветного эликсира основанного на теломеразе.

 

Вторая морковка. Нас не догонят или Тату-геронтология

Идеи Владимира Хавинсона, директора Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии имеют давнюю историю. Экспериментальные работы были заложены еще в советское время, более 30 лет. Результаты впечатляли. Например, уровень мелатонинаи других гормонов у старых животных, которым вводили препараты, созданные в Военно-медицинской академии, сравнялся с показателями, которые обычно фиксируются у молодых. 
Основой этих геропротекторных препаратов стали олигопептиды (короткие белки), регулирующие различные функции организма. Теория пептидной регуляции старения, разрабатываемая под руководством В. Хавинсона, лидирует в сравнении с другими не потому, что доказано ее неоспоримое преимущество, а потому, что уже фактически внедряется в практику.  Пептиды  испытаны даже в пансионатах для пожилых: данные 12-летних клинических испытаний представлены на суд медицинской общественности. Согласно официальному заключению, применение пептидов и их смесей привело к снижению уровня смертности вдвое  по сравнению с контрольной группой, не получавшей препараты.

Разумеется, достоинство разработки питерских ученых не только в попытках компенсировать нехватку синтеза собственных пептидов и восстановлении таким образом функций организма. Более интересны эксперименты по стимулированию внутренней секреции эпифиза. Речь идет все о том же мелатонине. Мелатониноказался мощным естественным антиоксидантом, и может использоваться для профилактики онкологических заболеваний.  Хавинсон предлагает стимулировать секреторную функцию эпифиза.

"Пока на данный момент это самая эффективная теория, поскольку она уже применяется в клинике, - утверждает Владимир Хавинсон, - Никто …  не доложил о средствах, которые бы реально продлевали жизнь.


Итак, суть заявленного подхода понятна, но как быть с результатом? Более пристальное знакомство с предметом вызывает определенное разочарование. Сам Владимир Хавинсон, принимающий (по его утверждению) собственные пептиды уже 20 лет выглядит хорошо, иначе говоря, - ровно на свой возраст. И его именитые пациенты, известные настолько, что мы можем объективно сравнивать внешность с возрастом, тоже выглядят хорошо, - как сам Хавинсон. 
Но проблема, конечно, не в этом. Важнее мнение независимых сторонних специалистов. Ими приводится в качествеотрицательного примера отчет о «12-летнем независимом исследовании». Геропротекторный эффект пептидного препарата эпифиза эпиталамина у пожилых людей с ускоренным старением сомнителен. «В самом исследовании, - мала экспериментальная база - 2 группы, всего 36 и 34 человека, картина влияния пептида смазана сопутствующими заболеваниями -  ИБС, как обозначили авторы статьи ускоренное старение по кардиальному типу. Не описаны были методика оценки биологического возраста организма в целом и сердечно-сосудистой системы, метод самооценки самочувствия и т.д. Единственный хавинсоновский пептид, прошедший полноценные клинические исследования и получивший госрегистрацию еще в 1970-х — тималин/тимоген, позиционируется как иммуномодулятор, а не геропротектор».Также приводится следующая цитата: Имеет место еще одна цитата: «Я давно знаю об этой теории, – говорит завкафедрой гематологии и гериатрии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Павел Воробьев, – Может быть, она и интересна как теория, но серьезных доказательных клинических испытаний никогда не было. Какие конечные точки исследования изучать?..»А учитывая, что пептидные смеси, пептидная косметика, геропротекторные пептиды, пептидные БАДы, чаи и прочее, распространяются через МЛМ-структуры (проще говоря, методом сетевого маркетинга), то доверие к этой продукции в профессиональных медицинских кругах крайне низкое.Слишком мало доказательных результатов для исследовательского марафона длинной в 40 лет. На роль искомого эликсира олигопептиды явно не тянут.

Третья морковка. Эне-бене-рэс.

Последняя из описываемых методик много лет разрабатывается другим известным геронтологом - директором Института физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского академиком В.П. Скулачев. Из всех представленных она наиболее проработана в теоретическом плане и возможно, поэтому наиболее заманчивая.

Как же построена концепция феноптоза Владимира Скулачева? В своих работах Скулачев утверждает, что старение - это биологическая функция, которая обеспечивает прогрессивную эволюцию видов с половым размножением. Для реализации этой биологической функции природа выстроила ряд событий в организме с  четкой последовательностью:  митоптоз – апоптоз - органоптоз — феноптоз. Что же все это означает и где здесь дорожка ведущая к личному бессмертию? Старение, это - эволюционное приобретение многоклеточных организмов, ставшее необходимым для расчистки среды обитания от предыдуших поколений в пользу последующих. Такая расчистка - существенна в эволюционном плане, т.к. только новые поколения несут мутации, необходимые живым видам для адаптации к меняющимся внешним условиям. Так появилась на свет система взглядов на смерть, и старение, как на нечто вторичное, возникшее в процессе адаптации. В 1972 году Керр и его коллеги опубликовали статью о том, что любая живая клетка снабжена программой самоубийства, которую назвали "апоптоз". Апоптоз был поставлен в начале цепочки ведущей к феноптозу — запрограммированному самоуничтожению многоклеточного организма. Скулачев же, уточнил механизмы через которые реализуется феноптоз — во-первых, это укорочение теломер, во-вторых, - механизм индукции синтеза белков теплового шока, в-третьих, - недостаточное подавление генерации реактивных форм кислорода (РФК).

Итак, путь намеченный академиком Скулачевым становится очевидным. Для продления жизни человека необходимо — инициировать теломеразу в постэм-бриональных клетках и запустить антиоксидантную терапию. Но с антиоксидантами — также немало проблем. Оказалось, что  свободнорадикальные процессы играют в регуляции многих функций организма существенную физиологическую роль. Многие активные формы кислорода являются особым классом вторичных мессенджеров, то есть, осуществляют важную функцию в путях передачи сигналов от внеклеточных структур к факторам регуляции активности транскрипции ДНК и контролю экспрессии генов. Поэтому, неоправданное применение антиоксидантов может подавить важные функции клеток и быть достаточно опасным. Отсюда становится ясно почему в норме антиоксиданты оказывают, как правило, незначительный геропротекторный эффект.

Существенно и то, что у многоклеточных, апоптоз “занят” совершенно другими важными жизненными функциями — защитой от патогенов, дифференцировкой клеток и тканей при эмбриогенезе и постэмбриональном развитии, элиминированием клеток иммунной системы, невостребованных, состарившихся либо клеток, подвергшихся воздействию мутагенных факторов и прочее. Никто не будет оспаривать тот факт, что разрегулирование процессов апоптоза в организме млекопитающих может вызывать смерть. Исходя из того, что мы сегодня знаем, у многоклеточных организмов феноптоз может быть реализован иначе чем у одноклеточных, - с использованием совершенно иных механизмов. Поэтому упование академика Скулачева на апоптоз, как на единственный источник процессов старения в человеческом организме, видимо, увы, не вполне обосновано.

Размышления на пустой желудок

С чем же мы остаемся?..

Многие рассмотренные, и оставшиеся за кулисами гипотезы и теории старения не выглядят безупречными и перспективными.  Ни одна из них не обещает в ближайшем будущем, передать нам в руки бутылочку вожделенного эликсира. Между тем, ни один закон природы не устанавливает прямого запрета на продление жизни и возврата молодости беспокойного млекопитающего вида Homo sapiens. Напротив, все нам уже известное о живых существах на Земле говорит о том, что все мы были созданы природой потенциально бессмертными и инфузория-туфелька, и кит, и человек. В ходе приспособления к внешней среде всем нам пришлось обрести возрастозависимые механизмы самоуничтожения, дабы жизнь одной особи не длилась в ущерб интересам всего вида или популяции. Увы, индивидуумами приходится жертвовать, чтобы выжили остальные. Природе неведомы этические реверансы. Эти «благоприобретенные» механизмы работают и сегодня, хотя приоритеты и моральные нормы Homo не требуют безусловной смерти каждого ради прогресса всего человечества. Вторичность этих механизмов наводит на мысль об их малой значимости для человека и обратимости биологических процессов. Фундаментальная и экспериментальная геронтология нуждается в приливе новых идей и творческих исследователей. Есть надежда, что загадка старения поддастся интеллектуальному напору ученных, и мы с вами сможем увидеть еще один удивительный плод науки XXI века - эликсир молодости на полках обычной аптеки.

Именно поэтому, используя общие биологические принципы нами была разработана Пятиуровневая Нативная Процедура (ПНП), теоретически дающая возможность осуществления возрастной инверсии для человека. Основанная на природных принципах развития и увядания организма высших приматов ПНП должна обеспечить снижение биологического возраста примерно на 2 — 3 десятка лет.  Сама процедура проводится в течении нескольких месяцев. Мало того, есть надежда на возможность одно- или двухкратного повторения этой методики, что в принципе позволит достичь двойного срока жизни.

Last modified on
Hits: 7
0

Девять вопросов к смертному

 

 

Вечный Жид медленно уходил по тропинке.

Спешить он, конечно, отвык. А может быть и

идти было некуда. На мой повторный оклик он,

не оборачиваясь, отрицательно качнул головой

и сразу беззвучно втянулся в туманное марево.

Все. Это был мой последний шанс.

Единственный и окончательный.

Других бессмертных не было.

И теперь не будет, наверняка.

 

Видение

 

Интродукция и рондо каприччиозо

 

Великий Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» изрек, разрушающий душу оксюморон: «Бойся своих желаний — они имеют свойство сбываться». Увы, не одно поколение людей разумных и чувствующих успело убедится в состоятельности этой максимы. За тысячелетия истории люди высказали мириады страстных желаний. Но ни одна общечеловеческая идея, не владела нами с такой маниакальной силой как прихотливая мечта об индивидуальном бессмертии.

Ничто в нашей жизни не обещало нам бессмертия. Напротив, весь окружающий человека мир стремился, как можно убедительнее, доказать единственному мыслящему млекопитающему, что сократить его жизнь предельно легко, что кончина его непреложна и естественна, что молодость — зыбкое мгновение, а небытие — вечность. Люди рядом с ним рождались, старели и умирали, уходя навсегда. Картина живых существ и косных предметов, разрушающихся с полетом времени, наводила скорее на мысль о неизбежности смерти, чем о вечности. Все прах и суета! И тем не менее, нами всегда владел этот инфантильный каприз — хочу!

Во все времена человек возвращался к идее вечной жизни на Земле. Все боги человеческие были бессмертны, самые заветные тайны были связаны с эликсиром молодости, величайшим даром богов всегда была вечность.

Первые образцы письменности, возрастом от 3300 лет до н.э., обнаруженные археологами - шумерская клинопись, и именно шумерский эпос о Гильгамеше, лугале (царе) города Урука рассказывает о неустанных поисках бессмертия, о бренности человеческого существования и неотвратимости смерти. Религиозные доктрины мира неизменно включали в себя догмат о бессмертии человеческой души (пусть за пределами земной юдоли).

Мы всегда хотели долгой жизни! Вновь и вновь.

Мы действительно понимали, чего мы хотим?

 

1. Уроки истории

Когда Олдос Леонард Хаксли вписал в свое эссе «Случай добровольного невежества» великую фразу - «Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории», он конечно не предполагал, что говорит также и о бессмертии.

Все пять тысяч триста лет истории мы были абсолютно уверены в божественной благодати сакрального дара — бессмертия. Но можно ли так сильно хотеть того, вкус чего ты никогда не пробовал? Человек устроен так, что переживать (чувствовать, хотеть) он может лишь то, что уже ощущал. Если вы никогда не ели мангостин, то вспомнить его вкус и пожелать вновь — невозможно. Если вы никогда не испытывали удар током, то, для вас сунуть пальцы в розетку совсем не сложно. Люди никогда (насколько известно) не были многовековыми долгожителями. И тем ни менее главная мечта человечества — продление жизни до максимальных пределов. Почему?

Разумеется можно отослать наш вопрос к библейским примерам долгожительства. Адам прожил 930 лет, его сын Сиф — 912, Ной (построивший ковчег) — 950, а самым главным библейским старцем является Мафусаил, попавший в рай в 969 лет! В 90 лет, если верить Библии, эти люди рожали детей, а в 125 считались вступившими в возраст зрелости. Церковный историк Евсевий Кесарийский в своих записях сообщал о пяти фараонах Египта, правивших страной по 100 лет, а один подобный случай подтверждён документально — это фараон Пепи II, севший на трон в шестилетнем возрасте и умерший спустя 94 года (в 2184 г. до н. э.).

Вера в библейские догматы и мифы вопрос дискуссионный. Да и речь идет всего о десятке - другом святых. Это их опыт, их переживание. Отчего же все мы неравнодушны к этой идеи?

Обычно, мы проходим жизненный путь, спотыкаясь о вырытые нами же ямы и тут же забываем об этом опыте. Так можно ли столь страстно желать, то о чем известно лишь понаслышке?

Уроки истории многократно демонстрировали как реформы в обществе влияют на уровень жизни. В активном, реформаторском социуме имеет место экономический рост и высок уровень жизни. Психологически жизнь в такие времена дискомфортна, но более понятна человеку. До известного предела....

Консервативное общество в целом стабильнее и, поддерживая традиции, дает своим участникам чувство спокойствия и уверенности в грядущем. Также, до известного предела.

Дефектны оба варианта социальной неустроенности. Оба несут разрушения, социальные взрывы. И тем не менее человек регулярно практикует и тот и другой. Революции, бунты, стачки, жакерии, застои, стагнация и прочее. Увы.... «Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают ................................

Так что же произойдет с обществом, если мы все (или значимое большинство) начнем жить намного дольше, чем сегодня?

Сформулируем первую проблему долгожительства - Бурный рост консервативных тенденций в развитии общества, ведет к стагнации научно-технического прогресса и выбору самых реакционных, рутинных и косных форм социального устройства и социального функционирования.

Мы все вышли из детства. Наша психика и основные представления формируются в раннем возрасте. Мы усваиваем совершенно определенный характер отношений и он не имеет ничего общего с этическими нормами. Точнее с общечеловеческой гуманистической этикой, также являющейся условностью. И тем не менее! В человеческом обществе должна соблюдаться некая гармония ментальности и материальной основы социума. Дискордантность между ними ведет к нарушению стабильности и распаду организационных форм любого общества. Резкое увеличение в популяции индивидуумов с длительными сроками жизни, столкнет нас с устаревшими (но привычными, близкими и понятными долгожителям!) взглядами, с консервативной ментальностью и следовательно с преобладанием отмирающих, консервативных и суперконсервативных представлений о самых существенных сторонах жизни общества. Это и устройство общественной жизни и воспитание новых поколений и рациональное использование инноваций и технологий, а также, актуальные концепции архитектуры, живописи, кино, театра и прочего.

Проще говоря, электровоз можно воспринимать и как прогрессивную технологию и как шайтан-арбу (Ильф и Петров). Все зависит от точки зрения. Можно отказываться, по идейным соображения, от гамбургеров, твиста, Битлз, нейлона, протестантства, электричества, колеса, лекарств, спичек и гуманизма. А можно поддерживать привычную и милую сердцу расовую сегрегацию, католическую инквизицию, нацизм, паровозостроение, коммунизм, советскую неустроенность, производство сатина для пошива мягких семейных трусов и прочее же подобное.

Человечество все это уже многократно проходило. Во все века. Но, уроки истории, уроки истории..............................

Начав жить многие сотни лет люди обязательно наступят на те же самые грабли. Инструмент всегда рядом. Сползание общества в трясину махрового консерватизма безальтернативно приведет к цивилизационному кризису.

 

2. Где наша смерть?

Ведущая эмоция в иммортализме - отрицание смерти. Мы с детства отказываемся умирать. Воспринимаем свою смертность рано и сразу отрицаем ее. Взрослея мы забываем тот осознанный холодный ужас бесконечного падения в бездну. Слишком малы.

Самуил Маршак написал короткое стихотворение:

 

Года четыре был я бессмертен,

Года четыре был я беспечен,

Ибо не знал я о будущей смерти,

Ибо не знал я, что век мой не вечен.

 

Вы, что умеете жить настоящим,

В смерть как бессмертные дети — не верьте.

Миг этот будет всегда предстоящим,

Даже за час, за мгновенье до смерти!

 

Человек не просто стремится к долголетию. Он убегает от пугающей неизвестности - от смерти. Становясь старше, мы принимаем фатальность своей судьбы и смиряемся.

Смирение позволяет спокойно принять неизбежное, но и лишает шансов на успешный поиск священного дара — вечной жизни.

Что же касается вечной жизни, то иммортализм в вопросе об индивидуальном бессмертии, игнорирует весьма существенную проблему. Она заключена в физическом характере нашего мира. Данная нам Вселенная не имеет вечного плана. Вечность и бесконечность не присущи миру в котором мы живем. Наш мир временно'й. И воплощение вечных форм жизни не свойственно земному бытию.

Ничто не мешает существенно продлить срок жизни земных организмов, но вечность - категория совершенно другого свойства и планировать оставаться бесконечно живым в этой Вселенной — идея, надо полагать, ошибочная.

Итак, смерть непредотвратима. Любая длительность обретает свое окончание. Но смерть никогда и не была просто неизбежно-закономерным завершением биологического процесса. Смертность человека, в определенном аспекте, сходна с известной характеристикой повествовательного текста — нарративностью. Философия постмодерна объясняет нарратив через понятия самодостаточности и самоценности. Центральным моментом внесения в рассказ фабулы (для человека - смысла жизни), является завершение повествования — финал (для организма — смерть). В частности, Роман Ингарден - польский философ, феноменолог, ученик Э. Гуссерля, - «конец повествования», - определяет как фактор, который задает простой последовательности событий семантическую значимость. Только завершенная история обретает свой смысл, и только будущий финал структурирует весь рассказ, придавая ему динамику и сюжетность. Основной смыслообразующий фактор включения автором фабулы в повествование, это знание им финала. Для человека, подспудным, но важнейшим моментом жизни всегда было знание конечности своего земного существования. Во все периоды жизни, не всегда это осознавая, человек стремился реализовать себя в каждый бытийный момент, ощущая ограниченность своего времени на этой Земле. Конечность нашего земного пути неотвратимо отсылает нас к смыслу человеческого удела, к предназначению человека. Фундаментальная в самой своей постановке проблема смерти, соприкасается с краевыми трансцендентно-предельными основаниями человеческого бытия.

Сформулируем вторую проблему долгожительства - Отдаление момента наступления биологической смерти не безразличный фактор. Угроза бессмертия может оказаться намного более серьезной, чем сама смерть.

Смерть и рождение контурируют пределы человеческой жизни и расшатывать эти границы — небезопасно.

Но и это еще не все.

Задумываясь над проблемой смерти, мы начинаем понимать, что наши знания о глубинном характере самой смерти весьма ограничены. Проще говоря, мы вообще не знаем, что такое смерть!

Очевидность ведет нас к мысли о простом прекращении жизненных процессов и распаде тканей. Но этим ли все заканчивается? Очевидность утверждает, что этим!

Но мы не раз спотыкались на пути познания. Не один пример из истории науки предупреждает нас от излишней доверчивости видимому, слышимому и ощущаемому.

Да, похоже, что со смертью для нас все заканчивается..............

Вероятно так и есть.....................

Наверное..................

А если не так?!!!!!

Если на самом деле земная жизнь это только временна'я площадка для роста. Площадка молодняка, например? И настоящая жизнь там, за пределами того, что мы называем реальностью? Настоящая жизнь.

Что если долгожительство разрушает, меняет нас настолько, что вечный мир становится для нас недоступным?

Как вариант?

Мы ведь не знаем, что такое смерть!

Не знаем.....................................................................

Так готовы ли мы рисковать вечностью? Ради нескольких тысяч лет на планете с не слишком благоприятными условиями жизни???

«Года четыре был я беспечен.................»

 

 

3. Любимые ошибки

Очень серьезное, двухтомное «Руководство по психиатрии» профессора А.В. Снежневского трактует иллюзии как ложное, ошибочное восприятие реальных вещей или явлений, при котором отражение реального объекта сливается с болезненным представлением. То есть должно быть нечто реальное, что видится нам по другому. Если объекта нет, а все равно привиделось — это галлюцинации.

Рассуждая о геронтологии, о бессмертии и эликсире юности мы всегда представляли себе результат этих поисков, как вновь возвращенную молодость. Иначе просто и невозможно.

Мы никогда не хотели продлить жизнь за счет растягивания до предела старости. Никто не желал бы видеть себя через триста лет высушенным, сморщенным, трясущимся стариком беззубым, с ввалившимися глазами, шамкающим и забывающим где он только что положил очки и вставную челюсть.

Разумеется нет!

Мы всегда хотели видеть тысячи лет своей жизни прожитыми крепким, бодрым, активным, красивым и здоровым. То есть - молодым. Обязательным довеском к продлению жизни всегда виделась молодость.

В принципе по другому и невозможно. Известные нам примеры долгожительства (по 100, 110, 115 лет) однозначно указывают на то, что к концу жизни человеческий организм дряхлеет окончательно. Дело не только в болезнях, ассоциированных со старением, а в пределе жизнеспособности самой конструкции организма.

Максимальный зафиксированный возраст был отмечен у француженки Жанны Кальмон — 122 года 164 дня. Но умерла она не от болезней, как подавляющее большинство. До ста лет она каталась на коньках и ездила на велосипеде. Затем пришлось пересесть в инвалидную коляску, потом отказал слух, еще через месяц зрение. Организм Жанны медленно отключался, орган за органом. Она дряхлела и увядала как и должно быть при истинной старости. Поэтому наши попытки продлить жизнь за видовой лимит бессмысленны. Организм человека угасает в процессе старения. Старение - энтропийный процесс. Даже если удастся оздоровить стареющий организм, одряхление будет неуклонно прогрессировать и, в конечном счете, приведет человека к немощи, слабости, полной дезадаптации в социуме. То есть последний период жизни придется провести прикованным к постели, осознавая приближение смерти.

Геронтолог В. Чернилевский писал о том, что мы, вероятно, подошли к пределу медицинского прогресса в геронтологии. Даже если научимся излечивать все «старческие» болезни, мы добавим к сегодняшней продолжительности жизни(ПЖ) десять — двенадцать лет. Не более.

Продлить жизнь на столетия достижимо только одним способом — выйти за пределы видового лимита ПЖ, за эти самые 115 — 120 лет. Сделать это возможно только вернув организм к более раннему биологическому возрасту. К молодости. Только методом возрастной инверсии мы добьемся своей цели.

Отсюда и получил развитие наш самый любимый миф, любимая иллюзия — возвращенная молодость. Человечество с самого начала искало всевозможные эликсиры, травы, амулеты, философские камни и прочее, что вернет нам (в полной мере!) юность, привлекательность, свежесть, красоту.

Мы уверились в том, что вернуть молодость — единственный способ продлить жизни. Единственный способ прожить долго и счастливо!

Мы действительно так считаем.

Но не является ли это ви'дение иллюзией? Иллюзорное видение долгой и счастливой молодости.

Давайте уточним, к чему же мы, собственно, стремимся?

Мы действительно хотим молодости. Но какой?

Конечно же, той которая у нас уже однажды была. Та молодость и есть единственный реальный объект доступный нашему вожделению. Вся, уже испытанная юность, со всеми ее прелестями. С первыми восторгами и энтузиазмом, с первым волнением от прикосновения к юной подруге, с первым драйвом от впервые услышанной мелодии. С первыми открытиями и радостями.

Это и есть та молодость, которую мы жаждем вернуть. И которую вернуть невозможно. Ведь все это мы уже однажды пережили.

Разумеется эрзац который нам вскоре предложит геронтология — молодое здоровое тело на долгие годы, нас тоже устроит.

За не имением гербовой пишем на простой.......................

 

 

 

Сформулируем третью проблему долгожительства -

Молодость вернуть нельзя. Это иллюзия. Также как нельзя повернуть вспять время. Нам будет доступен лишь блеклый, сумеречный заменитель — молодое тело и многое познавший, долго проживший усталый дух.

Уживутся ли они в одном пространстве — егозливая, беспечная, юная оболочка и многоопытная осторожная сущность? Может случиться так, что не уживутся. И душа потребует выхода. Каким он будет представить нетрудно.

Так стоит ли овчинка выделки?

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Last modified on
Hits: 296
0
Last modified on
Hits: 531
0

Цель статьи является организация работ со студентами при проектировании веб-страниц и веб-сайта в Ереванском филиале Российского Государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС). При создании веб-страниц и веб-сайта студентам приходится изучать несколько предметов: например, информатика, интернет-технологии, проектиро­вание сайта, дизайн и др.

Last modified on
Hits: 424
0

Академик Пугаченкова : «Заходите в наш дом, гостю двери открыты...»

Last modified on
Hits: 892
0
Заявка на участие в тренинге
Личные данные

ФИО (англ.яз)
Неверный ввод

ФИО (рус.яз)
Неверный ввод

ФИО (каз.яз)
Неверный ввод

Дата рождения
Неверный ввод

Пол
Неверный ввод

Адрес

Страна
Неверный ввод

Город
Неверный ввод

Улица, дом, квартира
Неверный ввод

Почтовый индекс
Неверный ввод

Бизнес информация

Область деятельности
Неверный ввод

Место работы
Неверный ввод

Должность
Неверный ввод

Контактные данные

Мобильный телефон
Неверный ввод

Домашний телефон
Неверный ввод

Рабочий телефон
Неверный ввод

Электронная почта
Неверный ввод

Skype
Неверный ввод

Уровень образования на время заполнения заявки:
Неверный ввод

ОБРАЗОВАНИЕ (1)

Учебное заведение
Неверный ввод

Факультет
Неверный ввод

Специальность
Неверный ввод

Дата окончания
Неверный ввод

Номер диплома
Неверный ввод

Ученая степень

Дата получения
Неверный ввод

Степень
Неверный ввод

Название и номер документа, удостоверяющего получение
Неверный ввод