Гонка за горизонт или Подарок для Агасфера

 

 

- Не ты ли кучер графа Сен-Жермена?

- Да, мсье, кучер.

- А скажи, кучер, правда ли, что твоему господину четыреста лет? 


- Не знаю точно. Но за те сто тридцать лет, что я служу моему господину, его светлость ничуть не изменились. 

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                   

 

Гонка за горизонт или Подарок для Агасфера

 

Безумная идея о личном бессмертии и вечной юности пребывала с человеком, по-видимому, всегда. Безумная, безусловно. Почему? Скорее всего, потому, что абсолютно ничего, в реальной жизни, не давало Homo sapiens оснований рассчитывать на воплощение этой мечты в реальность. Ни-че-го.

Напротив, весь окружающий человека мир стремился, как можно убедительнее, доказать единственному мыслящему млекопитающему, что сократить его жизнь предельно легко, что кончина его неизбежна и естественна, что молодость — зыбкое мгновение, а небытие — вечность. Люди рядом с ним рождались, старели и умирали, уходя навсегда. Ценность жизни и в пределах общества, и в дикой природе,  исчислялась каплями пота и крови, которые можно было выжать из неумолимо дряхлеющего тела. И, тем не менее, ни одна человеческая утопия не клокотала в сознании Homo столь страстно, непрерывно и ярко, как идея об избавлении от смерти и сохранении молодости. В мифах, сказках, библейских притчах и балладах, в самые неожиданные прорывы познания вплеталась, слепящими разум нитями, невероятная мысль о вечной жизни. Вся доступная нам человеческая история, насквозь пронизана фантазией о бессмертии.

Прагматичный XX век не стал исключением, и вписал слова древней задумки в контекст собственного формализованного бытия. Тщательно перелицованная на язык науки, архаичная легенда о безумной попытке ускользнуть из лап смерти, стала предметом строгого анализа и вдумчивого эксперимента. А сам объект научного внимания — стареющий человек - единственным, но предельно заинтересованным зрителем в собственном анатомическом театре.   

Проросшие на плантациях человеческой любознательности плоды научного просвещения — танатология, геронтология, гериатрия пообещали привести нас в тот прекрасный сад, в котором мы были бы вечно молоды и бессмертны. Мы ждем, что со дня на день наука одарит нас волшебным зельем и воплотится многовековая мечта человечества. Кажется, уже рукой подать...

 

 

Первые попытки, первые неудачи

 

Наиболее известным древним манифестом человеческих притязаний на бессмертие стал стародавний шумеро-аккадский эпос о Гильгамеше, лугале (царе) города Урука. Созданные в третьем тысячелетии до н.э. шумерские сказания о Гильгамеше были обработаны в VII-VI вв. до н. э. и слились в аккадском эпосе. Написанная на глиняных табличках «Песнь о все видавшем», - самыйполный из трех вариантов эпоса (т.н. Ниневийскаяверсия) - сокровищница поэзии Двуречья, повествует о дружбе правителя шумерского города Урука, со степняком Энкиду, о смерти его друга и последовавших затем поисках бессмертия. Гильгамеш был сыном бессмертной богини Нинсун и смертного мужа Лугальбанды и на две трети считался богом, но даже это не спасало его от грядущего небытия. И он отправляется к своему предку Утнапиштиму, единственному, среди людей, вместе с супругой, получившему бессмертие - дар богов. Бессмертный предок сжалился и рассказал, мол, необходимо не спать шесть дней и семь ночей, после чего  надо погрузиться на дно моря и сорвать там колючий терн, что таит в себе сок, освежающий силы и омолаживающий тело. Гильгамеш преодолел все преграды и вынес талисман на поверхность. «Тщательно берег он волшебный куст, хранящий в себе тайну молодости. - говорится в табличках - Он решил привезти его в Урук и дать отведать самому ветхому старику его сока. Если тот помолодеет, то и он сам вкусит от чудесного растения и вернет себе юные силы... » .

На обратном пути, домой увидел Гильгамеш бассейн, наполненный свежей водой. Захотелось ему окунуться в воду и смыть с утомленного тела пыль и пот. Но пока он плавал, появился из своей норы змей, в мгновение ока похитил волшебный терн, и скрылся вместе с ним под землей. Заплакал Гильгамеш, поняв  тщетность своих надежд. «Понял, что не отвратить ему надвигающуюся старость и не отдалить час смерти, предопределенный ему богами, - заунывно вещала глиняная табличка. - С горечью в сердце вернулся он в свой город Урук и покорно стал ожидать страшного и неизбежного конца».

Нужно отметить, что вороватое пресмыкающееся еще не раз испортит нам обедню. Именно его, искусителя, заботами мы будем изгнаны из рая, и (опять-таки!) лишимся бессмертия. Впоследствии, змей еще будет появляться в мифах разных народов, исполняя ту же безобразную роль. Но, это к слову...

Особо отметим, что уже в шумерскую эпоху обретение бессмертия неразрывно связывалось с достижение вечной молодости. Древнегреческие мифы продолжили эту тему со свойственным им натурализмом. В частности, в мифе о богине утренней зари Эос и ее возлюбленном Тифоне. Розовоперстая Эос, влюбилась в прекрасного сына троянского царя Тифона. Она умолила олимпийских богов даровать ему бессмертие. Но коварные боги подарив Тифону бессмертие, не наделили его вечной молодостью. Да, смерть обходила Тифона стороной, но старость пришла к нему в положенное время. Он высох, поседел, замкнулся в себе. Постепенно Эос остыла к своему возлюбленному. А Тифон, превратился в сверчка, и высохший и сморщенный, стрекочет и по сей день.

Вся мифология, все древние легенды, вся эпическая поэзия пронизаны одной мыслью — боги юны и бессмертны, человек же всегда умирает в свой срок. Любые попытки отнять у богов их прерогативу - вечную молодость и вечную жизнь были в глазах творцов легенд обречены на провал. Почему? Возможно, никто из авторов мифов не мог понять, что же делать с ЧЕЛОВЕКОМ, внезапно обретшим бессмертие и что должен делать сам ЧЕЛОВЕК ставший вечным. Не бог, не демон, не ангел, наконец, чей исключительный смысл существования — славить Господа, а обычный человек, способный одновременно быть и святым и падшим негодяем, и творцом и разрушителем, и гением, и тупицей из тупиц.

Один из немногих, широко известных эпизодов с облачением человека в божественную одежду бессмертного, также не дает окончательного ответа на этот вопрос.  Легенда об Агасфере и ряд сходных по сюжету и смыслу сказаний — о Прометее, разгневавшем богов и обреченном на вечные муки, о Сизифе, наказанном за непокорность и вечно закатывающем камень на гору, о Каине, также, как и Вечный Жид, осужденном на вечные скитания — образец беспредметности человеческой судьбы в бесконечности своего времени. Легенда об Агасфере нашла широкое отражение в литературных, живописных и музыкальных опусах. Одна из причин этого - прямая сюжетная линия, которая состоит в «проклятии» Агасфера Христом. Образ иудея-ремесленника, отказавшего Сыну Давидову в краткой передышке в крестном пути на Голгофу; отказавшего в самый критический момент его земного существования, безусловно, не мог не вызвать широкого эмоционального отклика, воплотившегося во множестве картин, романов, поэм, диссертаций и литературных апокрифов.

Позволим себе каткий экскурс. Наделение простого смертного редчайшим даром Богов «в наказание», нуждается в кратком, но более пристальном рассмотрении. Предлагаемая, классическим вариантом легенды, версия о карательном характере Дара не просто сомнительна. Она явно проистекает из патриархально-архаического мировоззрения, с присущей ему инстинктивной практикой мщения, как универсального ответа на любой враждебный акт. Но мщение с его неизбежным имманентным страхом, катастрофически противоречит парадигме прощения, основанного на абсолютной любви, проповедуемой Христом на протяжении всего Его земного бытия. Призыв Христа к любви не имеет границ, и так же бесконечно Его прощение. Иисус отвечает апостолу Петру на вопрос о прощении - «... не говорю тебе: «до семи», но до семижды семидесяти раз» (Матф. 18:21-22). Ответив величайшим даром на бесконечный грех, оттолкнувшего его Агасфера, Иисус подтверждает главную истину Своей проповеди — любовь к Богу и подобная ей любовь к ближнему. По-иному выглядит в таком свете бессмертие,  данное Агасферу. В рамках подобного взгляда «обещание» жизни до «Его второго пришествия» уже не смотрится банальной насмешкой. Скорее, это пример вечной жизни, который оставил уходящий Мессия. Ценность же этого Дара не умаляет неспособность человека распорядиться им в должной мере.      

Однако и в этой легенде дар долгой жизни не переходит границ смертности человека. Агасфер уйдет в мир иной в день Второго пришествия. Любая длительность обретает свое окончание. Для человека, подспудным, но существеннейшим моментом жизни всегда было знание конечности своего бытия.  Конечность нашего земного пути неотвратимо говорит о смысле человеческого удела, о предназначении человека. Проблема смерти фундаментальна в своей постановке, затрагивая предельные основания бытия.

Итак, вечностьнашей земной жизни под большим вопросом. Но иной смотрится проблема продления индивидуальной жизни без недугов и телесных страданий. Неужели предел в 70 лет — окончательный приговор и смерть в немощи и старческих недомоганиях - единственный возможный исход для «венца природы»?! Геронтологи давно пришли к выводу о том, что старение не является неотъемлемым атрибутом земной жизни и в частности жизни млекопитающих. Оттолкнувшись от этого неоспоримого факта ученые создали гипотезы, в которых механизмы старения человека раскрывают свои уязвимые места. Как сказал один шутник: «Победить старость легко - достаточно сломать механизм старения».

Продолжение гонки, или Морковка уже близко

Мы намеренно опустили волнующие перипетии битвы средневековых алхимиков с тайнами четырех элементов. Языческая ересь проиграла борьбу в попытках получить из «философской ртути», красного льва  и черного дракона, уникальный философский камень, превращающий свинец в золото, старца в юношу и, за несколько часов, сухое зерно в сладкие плоды. Золото получить не удалось. А традиции поиска эликсира молодости подхватили современные геронтологи. И надо признать небезуспешно.

Первый из тех, кого необходимо вспомнить - это Мечников Илья Ильич. Не только потому, что именно он ввел в научный и медицинский обиход термины «геронтология» и «танатология». И даже не потому, что он первый поставил на себе полновесный, развернутый гериатрический эксперимент. Именно Мечников, первый с микроскопом и чашкой Петри в руках попытался разобраться в причинах старения и взялся избавить человечество от старости строго научными методами. Изучать старение он начал на животных. Вот как описывает Поль де Крайф этот процесс: «... Со всех сторон ему присылали многолетних поседевших собак и древних котов; он торжественно опубликовал статью о попугае прожившем до семидесяти лет; у него в саду жили две старые черепахи-самца, и он пришел в неописуемый восторг, когда эти почтенные животные — в  возрасте восьмидесяти шести лет, сочетавшись браком с двумя черепахами-самками, сделались отцами целых выводков черепах». Теоретической основой  геронтологии Мечникова стала идея о затвердении артерий, как первопричине старения. Мечников, исследуя затвердение артерий, предположил удивительную причину этой патологии — аутоинтоксикацию. Будучи микробиологом Илья Ильич обратил внимание на очевидную (для него!) причину самоотравления: «... гнилостные бактерии, паразитирующие в наших  толстых кишках, несомненно, являются одной из важнейших причин затвердения артерий и наступления ранней старости!». Он  обнаружил и лекарство от аутоинтоксикации — болгарскую молочнокислую палочку, открытую молодым болгарским микробиологом Стаменом Григоровым. И с этого дня началась гонка за долголетием, а точнее - бег от старости. Мечников принялся в огромных количествах употреблять кислое молоко (кисело мляко - болг.) или болгарский йогурт. Попутно он исследовал и публиковал свои соображения о полезности этого продукта. Под конец жизни он стал употреблять чистую культуру молочнокислой бактерии и питался ее несколько лет подряд. Почти двадцать лет он придерживался, предписанной им же самим диеты. Он благополучно и активно  трудился до последних дней и умер в возрасте семидесяти одного года от инфаркта миокарда в Париже. Похоронить себя он завещал на территории пастеровского института, что и было исполнено.

Старость не есть обязательный атрибут жизни, то ее можно исключить из жизненного цикла. Эта идея, прямо проистекающая из теоретических эволюционных посылок Вейсмана, дала жизнь нескольким современным гипотезам, открывшим новые страницы в геронтологии. Сменились времена, и место главного ингредиента эликсира молодости - толченной жабы, высушенной в тени столетнего дуба, заняли хитроумные закорючки хромосом на снимках, сканирующих зондовых микроскопов. В изобильном многообразии гипотез, ведущих к долголетию, сегодня стоит выделить три направления, наиболее активно разрабатываемых биологами и медиками. Первая — теломерно-теломеразная гипотеза Алексея Оловникова, вторая — пептидная, геропротекторная теория Владимира Хавинсона и третья — масштабная разработка концепции феноптоза и реактивных форм кислорода Владимира Скулачева. Уже по одному этому списку видно, что геронтологи всерьез взялись за работу. Но что бы понять насколько близко подошло человечество к решению тысячелетней проблемы старения, руками ученых мужей, необходимо взглянуть на плюсы и минусы упомянутых идей.

 

Финишная прямая или горизонт впереди

Первая морковка. Мозги в песках

Алексей Оловников первым выстрелил в цель в далеком 1966 году. Тогда, в середине 60-х годах Леонард Хейфлик обнаружил, что в культуре  соматических клеток (in vitro) существует лимит их митотического удвоения (примерно, от 50 до 70 делений) и в1971 году А.М. Оловников, объясняя открытие Хейфлика, выдвинул теорию маргинотомии. Он утверждал – предел клеточных делений и начало старения возникает вследствие недорепликации теломер - т.е. последовательностей ДНК на концах хромосом. С каждым делением теломеры на концах хромосом становятся все короче и в конце концов ДНК теряет способность к редупликации (удвоению). Со временем не делящихся клеток становится больше, чем активно делящихся и организм начинает стареть. Взгляды Оловникова позволили понять, что "нестарение", например, бактерий обусловлено кольцевой формой ДНК, а теломеры в стволовых и раковых клетках защищены благодаря постоянному – при каждом делении клетки – наращиванию теломера особым ферментом – тандем-ДНК-полимеразой (теломеразой).В начале1998 г. на теорию российского ученого обратили вниманию западные исследователи.Компания «GERON» (Калифорния) заявила о разработке метода, способного затормозить старение клетки, что позволит значительно продлить жизнь людей. СМИ радостно провозгласили о скором появлении «эликсира бессмертия», а «GERON» почти вдвое поднял стоимость своих акций.

В 1998 году Джек Шостак, Кэрол Грейдер и Элизабет Блекберн подтвердили теломеразный механизм экспериментально, омолодили культуру клеток с помощью теломеразы, а затем и получили Нобелевскую премию (2009 г.)  Ученый мир довольно быстро узнал в открытии американцев механизм старения клетки,  теоретически предсказанный двадцать семь лет назад именно... А. М. Оловниковым, занимавшимся этой проблемой и посвятившим ей свой доклад на конгрессе геронтологов в 1971 году.  Но американские ученые оказались людьми объективными, и сейчас благодарят российского коллегу за высказанную им тогда идею (его портрет даже висит на видном месте в одной из американских лабораторий). Но насколько же мы приблизились к бессмертию? Ведь нобелевские премии зря не дают. Оказывается - дают... Пока американцы трудолюбиво потели над разработкой теломер, автор идеи — биолог-теоретик Алексей Матвеевич Оловников опроверг, вернее существенно переработал собственную теорию.

Новая теория более убедительна, так как более системна, и объясняет не только механизм старения, но и прочно увязывает этот механизм с биологическими часами млекопитающих. Задача Оловникова состояла в том, что бы увязать внешнее, «объективное» время, с биологическим временем стареющего организма. Ученый выстроил следующую цепочку событий, протекающих в организме. Все земные организмы с постоянной периодичностью испытывают, регулярно меняющееся гравитационное влияние Луны. Эта гравитация сказывается, в первую очередь, на эндокринной системе человека, в частности, на гипоталамусе и эпифизе, находящихся в головном мозге Homo. Учитывая, что эпифиз регулирует целый ряд важных реакций организма, а в связи со сменой освещенности, эта регуляция - циклична, можно считать его регулятором "биологических часов" в организме. Так вот, в эпифизе почти всех взрослых людей обнаружили достаточно прочные неорганические песчинки - мозговой песок - отложения солей кальция. Песчинки размером от 5 мкм до 2 мм по форме напоминают тутовую ягоду, то есть имеют фестончатые края. Состоят из органической основы - коллоида, пропитанного фосфатными солями кальция и магния.

Именно эти песчинки реагируют на изменение гравитационного поля Луны.  С увеличением гравитации они давят на нежную ткань эпифиза вызывая выброс мелатонина и серотонина. Резкий гормональный выброс "дирижера" эндокринной системы, - как Вальтер Пьерпаоли, назвал эпифиз, в свою очередь вызывает интенсификацию генной транскрипции ДНК. Но чем же так опасна интенсивная транскрипция? И вот здесь, Оловников делает «ход конем». Существует еще один интимный генный механизм, напрямую связанный с процессом старения организма. На концах хромосомной ДНК гипотоламуса, есть, так называемые субтеломерные участки. И выглядят эти маленькие ДНК как петельки на большой ДНК. Этипетельки Оловников назвал редумерами или хрономерами.Они-то и являются «биологическими часами». Интенсивная транскрипция ДНК укорачивает хрономеры, чисто механически обрывая их кончики — акромеры, в местах их заякоривания. Итак, хрономеры стали короче. Но что происходит дальше? Места крепления концов хрономер на хромосомной ДНК всегда находятся на одном и том же стандартном расстоянии друг от друга. И хрономера, как некая петля или пружина, с каждым обрывом и перезакреплением все сильнее натягивается между этими точками. В хрономере нарастает так называемое торсионное (крутильное) напряжение, которое остановливает копирование информации с ДНК. То есть, сигналом старения является падающая продуктивность редумерныхрегуляторных генов. Не теломерных, а хрономерных! И количество прожитых лет, эпифиз человека запоминает укороченными акромерами, а не теломерамибольшой ДНК.

Так А.М. Оловников, сделав новый шаг в биологии отдалил наши надежды на скорейшее получениезаветного эликсира основанного на теломеразе.

 

Вторая морковка. Нас не догонят или Тату-геронтология

Идеи Владимира Хавинсона, директора Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии имеют давнюю историю. Экспериментальные работы были заложены еще в советское время, более 30 лет. Результаты впечатляли. Например, уровень мелатонинаи других гормонов у старых животных, которым вводили препараты, созданные в Военно-медицинской академии, сравнялся с показателями, которые обычно фиксируются у молодых. 
Основой этих геропротекторных препаратов стали олигопептиды (короткие белки), регулирующие различные функции организма. Теория пептидной регуляции старения, разрабатываемая под руководством В. Хавинсона, лидирует в сравнении с другими не потому, что доказано ее неоспоримое преимущество, а потому, что уже фактически внедряется в практику.  Пептиды  испытаны даже в пансионатах для пожилых: данные 12-летних клинических испытаний представлены на суд медицинской общественности. Согласно официальному заключению, применение пептидов и их смесей привело к снижению уровня смертности вдвое  по сравнению с контрольной группой, не получавшей препараты.

Разумеется, достоинство разработки питерских ученых не только в попытках компенсировать нехватку синтеза собственных пептидов и восстановлении таким образом функций организма. Более интересны эксперименты по стимулированию внутренней секреции эпифиза. Речь идет все о том же мелатонине. Мелатониноказался мощным естественным антиоксидантом, и может использоваться для профилактики онкологических заболеваний.  Хавинсон предлагает стимулировать секреторную функцию эпифиза.

"Пока на данный момент это самая эффективная теория, поскольку она уже применяется в клинике, - утверждает Владимир Хавинсон, - Никто …  не доложил о средствах, которые бы реально продлевали жизнь.


Итак, суть заявленного подхода понятна, но как быть с результатом? Более пристальное знакомство с предметом вызывает определенное разочарование. Сам Владимир Хавинсон, принимающий (по его утверждению) собственные пептиды уже 20 лет выглядит хорошо, иначе говоря, - ровно на свой возраст. И его именитые пациенты, известные настолько, что мы можем объективно сравнивать внешность с возрастом, тоже выглядят хорошо, - как сам Хавинсон. 
Но проблема, конечно, не в этом. Важнее мнение независимых сторонних специалистов. Ими приводится в качествеотрицательного примера отчет о «12-летнем независимом исследовании». Геропротекторный эффект пептидного препарата эпифиза эпиталамина у пожилых людей с ускоренным старением сомнителен. «В самом исследовании, - мала экспериментальная база - 2 группы, всего 36 и 34 человека, картина влияния пептида смазана сопутствующими заболеваниями -  ИБС, как обозначили авторы статьи ускоренное старение по кардиальному типу. Не описаны были методика оценки биологического возраста организма в целом и сердечно-сосудистой системы, метод самооценки самочувствия и т.д. Единственный хавинсоновский пептид, прошедший полноценные клинические исследования и получивший госрегистрацию еще в 1970-х — тималин/тимоген, позиционируется как иммуномодулятор, а не геропротектор».Также приводится следующая цитата: Имеет место еще одна цитата: «Я давно знаю об этой теории, – говорит завкафедрой гематологии и гериатрии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Павел Воробьев, – Может быть, она и интересна как теория, но серьезных доказательных клинических испытаний никогда не было. Какие конечные точки исследования изучать?..»А учитывая, что пептидные смеси, пептидная косметика, геропротекторные пептиды, пептидные БАДы, чаи и прочее, распространяются через МЛМ-структуры (проще говоря, методом сетевого маркетинга), то доверие к этой продукции в профессиональных медицинских кругах крайне низкое.Слишком мало доказательных результатов для исследовательского марафона длинной в 40 лет. На роль искомого эликсира олигопептиды явно не тянут.

Третья морковка. Эне-бене-рэс.

Последняя из описываемых методик много лет разрабатывается другим известным геронтологом - директором Института физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского академиком В.П. Скулачев. Из всех представленных она наиболее проработана в теоретическом плане и возможно, поэтому наиболее заманчивая.

Как же построена концепция феноптоза Владимира Скулачева? В своих работах Скулачев утверждает, что старение - это биологическая функция, которая обеспечивает прогрессивную эволюцию видов с половым размножением. Для реализации этой биологической функции природа выстроила ряд событий в организме с  четкой последовательностью:  митоптоз – апоптоз - органоптоз — феноптоз. Что же все это означает и где здесь дорожка ведущая к личному бессмертию? Старение, это - эволюционное приобретение многоклеточных организмов, ставшее необходимым для расчистки среды обитания от предыдуших поколений в пользу последующих. Такая расчистка - существенна в эволюционном плане, т.к. только новые поколения несут мутации, необходимые живым видам для адаптации к меняющимся внешним условиям. Так появилась на свет система взглядов на смерть, и старение, как на нечто вторичное, возникшее в процессе адаптации. В 1972 году Керр и его коллеги опубликовали статью о том, что любая живая клетка снабжена программой самоубийства, которую назвали "апоптоз". Апоптоз был поставлен в начале цепочки ведущей к феноптозу — запрограммированному самоуничтожению многоклеточного организма. Скулачев же, уточнил механизмы через которые реализуется феноптоз — во-первых, это укорочение теломер, во-вторых, - механизм индукции синтеза белков теплового шока, в-третьих, - недостаточное подавление генерации реактивных форм кислорода (РФК).

Итак, путь намеченный академиком Скулачевым становится очевидным. Для продления жизни человека необходимо — инициировать теломеразу в постэм-бриональных клетках и запустить антиоксидантную терапию. Но с антиоксидантами — также немало проблем. Оказалось, что  свободнорадикальные процессы играют в регуляции многих функций организма существенную физиологическую роль. Многие активные формы кислорода являются особым классом вторичных мессенджеров, то есть, осуществляют важную функцию в путях передачи сигналов от внеклеточных структур к факторам регуляции активности транскрипции ДНК и контролю экспрессии генов. Поэтому, неоправданное применение антиоксидантов может подавить важные функции клеток и быть достаточно опасным. Отсюда становится ясно почему в норме антиоксиданты оказывают, как правило, незначительный геропротекторный эффект.

Существенно и то, что у многоклеточных, апоптоз “занят” совершенно другими важными жизненными функциями — защитой от патогенов, дифференцировкой клеток и тканей при эмбриогенезе и постэмбриональном развитии, элиминированием клеток иммунной системы, невостребованных, состарившихся либо клеток, подвергшихся воздействию мутагенных факторов и прочее. Никто не будет оспаривать тот факт, что разрегулирование процессов апоптоза в организме млекопитающих может вызывать смерть. Исходя из того, что мы сегодня знаем, у многоклеточных организмов феноптоз может быть реализован иначе чем у одноклеточных, - с использованием совершенно иных механизмов. Поэтому упование академика Скулачева на апоптоз, как на единственный источник процессов старения в человеческом организме, видимо, увы, не вполне обосновано.

Размышления на пустой желудок

С чем же мы остаемся?..

Многие рассмотренные, и оставшиеся за кулисами гипотезы и теории старения не выглядят безупречными и перспективными.  Ни одна из них не обещает в ближайшем будущем, передать нам в руки бутылочку вожделенного эликсира. Между тем, ни один закон природы не устанавливает прямого запрета на продление жизни и возврата молодости беспокойного млекопитающего вида Homo sapiens. Напротив, все нам уже известное о живых существах на Земле говорит о том, что все мы были созданы природой потенциально бессмертными и инфузория-туфелька, и кит, и человек. В ходе приспособления к внешней среде всем нам пришлось обрести возрастозависимые механизмы самоуничтожения, дабы жизнь одной особи не длилась в ущерб интересам всего вида или популяции. Увы, индивидуумами приходится жертвовать, чтобы выжили остальные. Природе неведомы этические реверансы. Эти «благоприобретенные» механизмы работают и сегодня, хотя приоритеты и моральные нормы Homo не требуют безусловной смерти каждого ради прогресса всего человечества. Вторичность этих механизмов наводит на мысль об их малой значимости для человека и обратимости биологических процессов. Фундаментальная и экспериментальная геронтология нуждается в приливе новых идей и творческих исследователей. Есть надежда, что загадка старения поддастся интеллектуальному напору ученных, и мы с вами сможем увидеть еще один удивительный плод науки XXI века - эликсир молодости на полках обычной аптеки.

Именно поэтому, используя общие биологические принципы нами была разработана Пятиуровневая Нативная Процедура (ПНП), теоретически дающая возможность осуществления возрастной инверсии для человека. Основанная на природных принципах развития и увядания организма высших приматов ПНП должна обеспечить снижение биологического возраста примерно на 2 — 3 десятка лет.  Сама процедура проводится в течении нескольких месяцев. Мало того, есть надежда на возможность одно- или двухкратного повторения этой методики, что в принципе позволит достичь двойного срока жизни.

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

«Философия архитектурного пространства»
Өмірбаян